Сценарий занятия по сказке О.Пройслера «Маленькая Баба Яга»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель».

Сценарий внеклассного занятия (второе занятие по теме) составлен Кулаковой Яной Ивановной, учителем начальных классов первой категории МАОУ СОШ № 49 г. Новоуральска Свердловской области.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Положительная мотивация  учащихся к деятельности, психологическая подготовка к общению и предстоящему занятию

Педагог читает стихотворение.

Сказка радость нам несет,
Тот, кто знает, тот поймет,
В сказке очень много смысла,
И любовь там ходит близко.

В сказке много приключений,
Очень радостных волнений,
Побеждает в ней добро,
Ведь, оно сильней, чем зло.

Тот, кто сказки уважает,
Непременно вырастает,
Превращаясь в мудреца,
Верит очень в чудеса.

И приходит чудо в гости,
Не обходит стороной,
Главное, в него поверить,
И оно уже с тобой.

Педагог: Ребята, какова тема этого стихотворения? О чём оно?

Дети: Тема этого стихотворения – сказка.

2. Актуализация знаний. Формулировка основной цели и задач занятия.

Цель: воспроизведение учащимися знаний, полученных на предыдущем занятии; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Педагог: А вы любите сказки? С каким автором-сказочником и с каким его произведением мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: Мы познакомились со сказкой «Маленькая Баба Яга» немецкого автора Отфрида Пройслера.

Педагог: Уточним жанр этого произведения. Докажите.

Дети: Это повесть-сказка, потому что данное произведение соединяет в себе признаки и повести, и сказки: большой объём, делится на главы, рассказывается о нескольких событиях в жизни главной героини, волшебные герои и события, добро побеждает зло.

Педагог: Сформулируйте тему нашего занятия.

Дети: О.Пройслер «Маленькая Баба Яга».

Педагог: Да, сегодня на занятии мы продолжим говорить об этой сказке. Составим план работы.

(Ученики смотрят на слайды и пытаются по фотографиям и картинкам догадаться о предстоящей работе). Где же мы должны побывать и что сделать?

Итак, во-первых, мы должны побывать в… редакции книжного издательства, во-вторых, мы должны побывать в … кукольном театре, в-третьих, … поближе познакомиться с главной героиней, в-четвёртых, выполнить творческое задание, в-пятых, продолжить работу в Читательском портфеле.

(Если ученики затрудняются с ответом, этап плана работы определяем по ходу занятия).

3. Работа по теме занятия.

Цель: активизировать читательский интерес путём включения детей в коллективную творческую деятельность.

Игра «Редактор»

Педагог: Мы с вами говорили о том, что маленькая Баба Яга главная героиня сказки – самая младшая, но очень симпатичная баба-яга. Она учится, но в школе особенной: она хочет стать самой хорошей ведьмой. Для этого нужно многому долго и упорно учиться. А вот чему она научилась и что умела, вы изобразили на своих рисунках. Давайте вспомним, что же умела делать Маленькая Баба Яга? (Учитель показывает рисунки.)

Дети: Колдовать, летать на метле, защищать, помогать и т.д.

Педагог: Представьте, что мы сейчас находимся в одном интересном месте. Первое задание называется «Редактор».

(На слайде значение этого слова - тот, кто что-нибудь редактирует, то есть составляет, подбирает, исправляет, проверяет.)

Должность редактора обязательно есть в книжных издательствах, в редакциях газет, журналов, на телевидении и радио, в крупных новостных интернет-сайтах. Редактор готовит авторский материал к выпуску. Где же мы находимся? (Мы находимся в редакции). Хотите поработать редакторами одного книжного издательства?

Вы знаете, что в любой книге есть рисунки художников, часто рисунки имеют подписи в виде цитаты. Вам поручается выполнить следующее задание:

Каждая группа получает по два рисунка, к одному рисунку нужно подобрать цитату, а на втором рисунке цитата записана, но не точная, вам нужно исправить ошибки в цитатах, то есть отредактировать их. Для выполнение этого задания вам необходимо хорошо ориентироваться в тексте сказки. Положите перед собой инструкцию, как действовать, чтобы найти цитату.

(Дети читают инструкцию:

  • открыть содержание в конце книги,
  • по названию глав определить, в какой главе происходит то или иное событие,
  • открыть нужную страницу,
  • найти в тексте цитату).

Педагог: Чтобы выполнить задание быстрее, вы можете распределить его между собой. Проверим, как вы справились с заданием.

Представитель группы показывает рисунок и зачитывает цитату, которую подобрали и исправили. Учитель прикрепляет рисунки на доску.

Знатоки сказки.

Литературная игра «Восстанови последовательность событий, описанных в этой сказке».

Педагог: Вы как редакторы должны правильно расположить рисунки в книге в нужной последовательности. Скажите, я расположила рисунки в правильной последовательности? Давайте вместе восстановим последовательность событий, изображенных на рисунках. Какое событие или какой эпизод, изображенный на рисунках был первым, вторым и т.д.

Какие события в сказке не нашли отображение на рисунках? Где бы мы их расположили?

Дети располагают рисунки в нужной последовательности, вспоминают, какие эпизоды сказки можно ещё разместить в ряду рисунков.

Мне кажется, вы являетесь хорошими редакторами и знатоками сказки. Давайте это проверим.

Выполнение теста «Знаешь ли ты сказку Пройслера» в рабочей тетради по группам. Фронтальная проверка. Правильные ответы для учителя: 1в; 2а; 3б; 4а; 5в; 6б; 7а; 8в.

Физкультминутка.

Цель: повысить и удержать умственную работоспособность детей на уроке, обеспечить кратковременный активный отдых.

Сказочники.

Педагог: Вспомните, где мы ещё должны побывать? (Мы должны побывать в театре).

Скажите, ребята, кто такой сказочник? Это специалист по рассказыванию сказок, рассказчик. Вы тоже попробуете выступить в роли сказочников, помните, что героев сказки вы покажете в действии, а их характер и настроение будете передавать голосом, мимикой и жестами. Представители групп будут инсценировать эпизод сказки. А остальные участники должны вспомнить, что же произойдет дальше.

Выступают представители групп, инсценируют небольшой эпизод из сказки в одном из видов театра: теневом, кукольном или с актёрами.

Образ главной героини.

Педагог: Ребята, вспомните, на первом занятии, мы говорили с вами об образе Бабы Яги в русских народных сказках. Попробуем рассказать о Маленькой Бабе Яге в сравнении с Бабой Ягой из русских народных сказках по следующему плану:

  1. Внешний вид. У Бабы Яги страшный вид, её боятся маленькие дети, у неё есть недостаток в ноге, она хромает, костяная нога. А какая Маленькая Баба Яга?
  2. Где живет. Баба Яга живёт в избушке на курьих ножках, в лесу, на границе двух миров, мира живых и мира мёртвых. А где живет Маленькая Баба Яга?
  3. Кто помощник. Служат Бабе Яге и гуси-лебеди, и сова, и змеи, и Кот-Баюн, и вороны. А кто помощник у Маленькой Бабы Яги?
  4. Как применяла своё колдовство? Кому помогала? Баба Яга – злая ведьма, может похитить, погубить пришедшего к ней человека или другого героя, однако может и оказать помощь, например, подарить волшебный предмет или дать необходимые сведения. А Маленькая Баба Яга какая ведьма? Как применяла своё колдовство? Кому помогала?
  5. Какая по характеру? Баба Яга злая, вредная. У Маленькой Бабы Яги доброе сердце, она верный друг и надежный товарищ, готовая помочь всем, кто слаб и обездолен, кому в данную минуту нужна поддержка и помощь. Она радовала и удивляла людей. Героиня, несмотря на свою молодость, по-настоящему отважная, она не теряется в сложных ситуациях. Именно за это ее невзлюбили другие ведьмы.
  6. Каково твое отношение к героине сказки?

Работа в группах.

Педагог: Положите перед собой чистый лист. Разделите его на 4 части, в центре напишите имя героя - Баба Яга.

Запишите фломастером в каждом уголке за 1 минуту слова, характеризующие ваше отношение к героине.

Представитель группы выходит, прикрепляет лист на доску и читает ответы. Делаем общий вывод, какой характеристики было больше.

Выполнение задания в тетради. «Выбери определение для главной героини».

Педагог: Откройте «Читательский портфель» на странице 40. В задании №5 выберите определения для главной героини и докажите, почему вы так считаете. (работа по группам)

Обсуждение итогового вопроса.

Педагог: Чему же научилась за год главная героиня сказки? (Трудолюбию, отваге, дружбе, взаимопомощи, а самое главное, она смогла победить колдовскую силу старых и злых ведьм).

4. Итог занятия. Рефлексия.

Педагог: Ребята, как хорошо, что сказка по-прежнему жива. Она полна сил, мудрости, вселенской доброты, учит нас уму-разуму. Всех нас – и взрослых, и маленьких.

Выполнение задания № 7 на с. 43 (читательский рейтинг).

Педагог: Откройте «Читательский дневник» на странице 43 и выскажите своё мнение о сказке, которую прочитали.

Педагог: Человек по-настоящему красив лишь тогда, когда у него красивая душа, а не только внешность, и человек совершает добрые поступки. Согласны ли вы с этим? Почему?

Дети: Да, важно быть добрым человеком, не проходить мимо тех, кому нужна помощь, помогать своим товарищам, родителям и просто незнакомым людям. К тебе будут относиться с уважением, у тебя будет много друзей.

Педагог: А такого друга, как героиня сказки, хотелось ли вам иметь?

Дети: Такого друга, как Маленькая Баба Яга, хотелось бы иметь, она всегда поможет.

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
  • Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром.
  • Час в добре побудешь, всё горе забудешь.
  • За доброго человека сто рук.

Творческое задание «Лучики добра».

Педагог: Ребята, вспомните, а вы совершали добрые поступки? Запишите своё доброе дело на лучике и затем мы прикрепим его к солнышку.

Учащиеся записывают свои добрые дела и прикрепляют лучики к солнышку.

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…

И вы, ребята, дарите людям добро и радость!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0005 s, 2 request(s), PHP: 0.0233 s, total: 0.0238 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.