Урок по стихотворению К. Д. Бальмонта «Осень» («Поспевает брусника, стали дни холоднее...»)

Известное стихотворение «Осень» Константина Дмитриевича Бальмонта включено во многие учебные хрестоматии как начальной, так и средней школы: например, во 2 классе по УМК «Школа России», в 3 классе по программе «Гармония». Представляю авторскую разработку урока по литературному чтению по теме: Стихотворение К. Д. Бальмонта «Осень».

Произведение поэта по праву входит в фонд классики Серебряного века русской поэзии. Оно наполнено тихой грустью, чувством утраты и одиночества. Осень для поэта — живое существо, поэтому он пишет это слово как имя, с большой буквы. 

Предметные задачи урока:

а) раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и нежности);

б) совершенствовать умение рисовать словесные картины;

в) развивать воссоздающее и творческое воображение;

г) расширять литературный кругозор.

Ход работы

1. Подготовка к первичному восприятию текста 

Это может быть литературно-художественная композиция по стихам русских поэтов об осени. Как вариант – задание на «пробуждение» творческого воображения детей, их настроя на эмоциональный тон стихотворения: «Давайте представим осеннюю пору! Какое небо? Какие деревья, кустарники, цветы? Пофантазируем, с каким настроением летят осенние листочки к земле, о чем они вспоминают, о чем мечтают?»

2. Первичное восприятие текста 

Выразительное чтение учителем стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Осень», подготовленным учеником, возможен просмотр видеклипа с предварительной установкой на восприятие: «Вслушайтесь в настроение этого стихотворения!»

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

 

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Проверка восприятия: Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? Тихое, нежное, грустное, печальное. Кто-то из детей может сказать, что он наслаждался картинами природы, изображенными поэтом.

3. Анализ текста

3.1. Перечитывание стихотворения с целью получения ответов на вопросы:

Что необычного в изображении осени у Бальмонта? Учащиеся должны обратить внимание на то, что слово «Осень» написано с большой буквы.

Почему это слово написано с большой буквы? Поэт одушевляет осень, для него это имя живого существа.

Какие явления природы Бальмонт еще одушевляет? Солнце у него «смеется», деревья «блистают», как нарядные красавицы, Осень «плачет с просонья».

Встречали ли мы у других поэтов одушевление природы и осени? Дети могут вспомнить прозвучавшие в начале урока строчки из стихов Пушкина, Бунина, Есенина.

3.2.Учитель предлагает творческое задание, связанное со словесным рисованием. Оно направлено на развитие воссоздающего и творческого воображения читателя: «Давайте представим, что мы художники. Нам дано задание нарисовать иллюстрацию к стихотворению поэта. Что нам для этого нужно сделать? Внимательно перечитать стихи и определить, что будет на нашей иллюстрации».

Учащиеся перечитывают текст и предполагают, что раз поэт одушевил осень, то ее можно нарисовать в виде живой девочки.

 Какое будет выражение лица у девочки Осени? Школьники находят в тексте подтверждение своим мыслям: «В сердце только грустнее», «И заплачет спросонья». Коллективный вывод: у девочки грустное, печальное, заплаканное выражение лица. От чего может заплакать девочка? От одиночества, от того, что ее покидают птицы, цветы, солнце. Дети фантазируют, пытаясь осмыслить причины слез.

 Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки Осени? Осенний дождик. Как удивительно изобразил природу поэт! Оказывается, она у него живая, и у нее тоже бывают слезы.

 Какие краски вы выберете для рисунка? Учащиеся самостоятельно перечитывают стихотворение с карандашом с целью найти слова-подсказки в тексте. Они должны подчеркнуть следующие слова и выражения, создающие цветовую палитру стихотворения: «поспевает брусника», «синее море», «в разноцветном уборе», «солнце реже смеется». В результате коллективного обсуждения дети предлагают отобрать для рисунка цвета: бордовый, желтый, синий, а также и другие – «разноцветные».

 Что вы нарисуете вокруг девочки Осени? Ответ на этот вопрос в стихотворении, которое опять нужно внимательно перечитать. Дети предлагают свои варианты с опорой на текст: ягоду бруснику (эта ягода поспевает в конце августа – начале сентября), в небе улетающих птиц, солнце за тучами (оно «редко смеется»), деревья в разноцветном – золотом, багряном и зеленом уборе, вдалеке синее море.

 Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет? С нежностью, с грустью, ему ее жалко, и он одновременно любуется ею.

3.3. На этом этапе урока учитель может рассказать о поэте Бальмонте для того, чтобы конкретизировать образ его лирического героя и вместе с тем расширить литературные представления учащихся о русской поэзии начала ХХ века.

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867–1942) был назван другим русским поэтом Александром Блоком «поэтом с утренней душой», которому «никто ... не равен в его певучей силе». Бальмонт родился в центре России, в деревне Гумнищи Владимирской губернии в семье небогатого помещика и дочери генерала. Как и многие русские писатели-дворяне, он пронес через всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей малой родине.

Родители, по признанию самого поэта, оказали на него огромное влияние. Мать Бальмонта, высокообразованная, умная женщина, ввела будущего поэта в мир музыки, словесности, истории, языкознания. «Совсем иное влияние оказал на меня отец, – так писал позднее Бальмонт. – Необыкновенно тихий, добрый, молчаливый человек, ничего не ценивший в мире, кроме вольности, деревни, природы и охоты... С ним, еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в красоту лесов, полей, болот и лесных рек».

Это радостное ощущение детства и родных мест «среди цветов и песнопений» родилось из десятилетнего пребывания в деревне. Именно там он был окружен «первыми весенними песнями птиц, первыми побегами теплого ветра по белому царству цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами». Там были с ним народные песни и сказки, стихи Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось самыми сильными впечатлениями, запомнившимися на всю жизнь.

В начале ХХ века Бальмонт стал одним из самых читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались, его стихи заучивали, декламировали с эстрады, сочиняли романсы на его произведения.

В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под названием  «Фейные сказки». Книгу он посвятил своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было помещено стихотворение «Осень». Валерий Брюсов, знаменитый поэт начала ХХ века, восторженно отозвался об этой книге: «... родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих детских песенках ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку».

3.4. На заключительном этапе возможна работа над выразительностью чтения этого «хрустально-напевного» стихотворения Бальмонта. После обсуждения техники выразительного чтения учащиеся приходят к следующим выводам: «Темп чтения неторопливый. Будем читать негромко, с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости».

В качестве одного из вариантов домашнего задания учитель предлагает школьникам: «Нарисуйте, какой вы представляете себе Осень в изображении Константина Дмитриевича Бальмонта».

Статья из сборника «Уроки литературы в начальной школе,
или Как сформировать вдумчивого читателя».
Екатеринбург, 2002 г.


 Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.


 

 НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

 НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0008 s, 2 request(s), PHP: 0.0624 s, total: 0.0632 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.