Урок по стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»

Стихотворение «Весенняя гроза» (1828, 1854 гг.)  – одно из самых известных произведений Федора Ивановича Тютчева  о природе. Оно включено во многие учебные хрестоматии как начальной, так и средней школы. Например, оно входит в программы в 3 классе УМК «Школа России», а также в 5, 7 и 11 классах основной школы. Рассмотрим один из вариантов его прочтения в начальной школе.

Предметные задачи:

а) раскрыть восторженное, ликующее настроение стихотворения «Весенняя гроза»;

б) формировать первичные представления третьеклассников о специфике лирических стихотворений в сравнении с произведениями музыки;

в) формировать первичные представления школьников о звукописи;

г) развивать умение анализировать лирические стихотворения: соотносить изображенные картины природы с настроением лирического героя (явление психологического параллелизма).

Ход работы

1. Подготовка к первичному восприятию текста 

Младшие школьники с трудом воспринимают сложные лирические стихотворения. Поэтому можно предложить активизировать их эстетические эмоции и интерес к литературе с помощью музыки. В силу своего мгновенного и непосредственного эмоционального воздействия на слушателя музыка облегчает школьникам проникновение в сложное литературное произведение, помогает ярче пережить заключенные в нем настроения и чувства.

В начале урока учитель предлагает прослушать музыкальное произведение итальянского композитора ХVIII века Антонио Вивальди (из цикла «Времена года. Весна»), специально не указывая его названия. Стремительная, эмоциональная, оглушающая музыка, звучащая 3 минуты, завораживает детей.

После небольшой паузы педагог просит их ответить на вопрос: В какое время года могла быть написана эта музыка? Учащиеся обмениваются впечатлениями и называют время года – весну, так как в музыке явно слышны журчание ручьев, пение птиц и раскаты грома. В целом музыка Вивальди светлая и радостная по настроению.

Учитель предлагает озаглавить это музыкальное произведение. Могут прозвучать такие варианты: «Весенний гром», «Весенняя гроза», «Наступление весны» и т. д. Учитель хвалит детей за точное определение музыкальной темы, а затем активизирует жизненные представления и творческое воображение учащихся с помощью следующего задания: «Расскажите о самых ярких весенних впечатлениях, которые вы вспомнили под влиянием музыки Вивальди».

Разговор должен зайти о грозе:

  • В какие месяцы она бывает?
  • Какие картины обычно представляются, когда речь заходит о грозе?
  • Какое отношение к грозе у детей?

Возможно, кто-то расскажет об особенно ярких впечатлениях и воспоминаниях о грозе.

В заключение этого этапа урока учитель рассказывает о том, что в глубокой древности люди очень боялись грома и молний. Они считали, что это боги гневаются на них. У каждого народа был свой бог, который олицетворял данное природное явление.

У древних греков – это Зевс. Зевс – самый могущественный бог, повелитель людей и других богов. Его имя родственно русскому слову «день» и означает «светлое дневное небо». Поэтому он владыка небесных явлений, прежде всего грома и молний. Считалось, что он посылает их на людей, когда сер-дится на них за их непослушание. Поэтому Зевс чаще всего изображался с молнией в руке. Иногда на его плече изображали орла, природный символ Зевса. Зевс и другие боги обитали на горе Олимп, за что и получили название олимпийские. На Олимпе боги пировали и отдыхали.

Одной из прекрасных дочерей Зевса была юная Геба, богиня вечной молодости. Она разносила на пирах богам их любимые напитки – нектар и амброзию. Это в некотором роде аналог мертвой и живой воды, которая встречается в русских народных сказках.

2. Первичное восприятие текста и его проверка 

После этого учител предлагает прослушать стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» или посмотреть вместе с детьми двухминутный видеоклип. Установка перед чтением: «Каким настроением проникнуто тютчевское стихотворение о грозе?»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам…

 

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

После выразительного чтения стихотворения учитель организует проверку первичного восприятия.

► Какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? Бодрое, ликующее, радостное, веселое. Дети удивляются, что гроза в изображении поэта оказалась совсем  не страшной. Однако кто-то из школьников может услышать в стихотворении Тютчева те же ноты, что и в музыке Вивальди: «немного страшно», «радостный испуг», «и весело, и страшно одновременно».

Учитель просит перечитать первые три строфы стихотворения под углом аналитического вопроса.

► Как автору удалось передать радостное настроение, изображая страшное природное явление – грозу? После самостоятельного чтения «про себя» школьники делятся своими первыми предположениями.

3. Анализ текста стихотворения

Для того чтобы более точно ответить на этот сложный вопрос, педагог направляет беседу следующими вопросами.

► Какая гроза в этом стихотворении? Внимание к эпитетам: «весенний, первый гром», «раскаты молодые», «как бы резвяся и играя». Автор изображает молодую, первую грозу. Она, как маленький ребенок, резвится и играет. Поэтому она совсем не страшная, а скорее –  веселая, игривая. Наверное, началась и закончилась очень быстро.

► Где герой наблюдает грозу? На природе, около леса или в самом лесу. Его окружают лес, горы, шумящие ручьи и птицы. Весь окружающий мир «вторит весело громам». Картина природы, радующейся первой грозе, помогает создать бодрое, ликующее настроение.

► Какие цвета изображает поэт? Автор не изображает мрачных, темных туч, страшных вспышек молний. У него небо – «голубое», дождевые капли похожи на «перлы» (перлы – жемчужины). Эту светлую небесную картину пронизывают золотые нити солнца («И солнце нити золотит»). Все искрится и переливается яркими, праздничными красками, которые подчеркивают вдохновенный  праздник молодости, бодрости, играющего избытка сил в природе и в человеке.

► Автор не только изображает грозу, но и помогает нам услышать ее. Как? Учащиеся должны обнаружить явление звукописи. Для этого они перечитывают первую строфу и подчеркивают буквы, передающие звуки грома. Это звуки [г] и [гр] в словах «грозу», «первый», «гром», «резвяся», «играя», «грохочет». Если  дети выполняли раньше подобные задания, то это задание они могут выполнить самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Если им приходится впервые выполнять такое задание, то лучше сделать его коллективно.

После учитель дает более сложное задание, которое могут выполнить самые внимательные читатели: нужно найти в стихотворении волшебное слово, в котором «спрятаны» звуки грома и звуки дождя («громокипящий»).

Работа над четвертой строфой стихотворения. Учитель напоминает учащимся о древнегреческих богах. Обсуждение проблемного вопроса:

► Зачем автор заканчивает стихи о грозе строчками о Зевсе и Гебе? Ассоциация грозы с Зевсом не случайна, так как Зевс – повелитель грома и молний. А дождь для поэта – это божественный напиток бессмертия и вечной молодости, который проливает на землю из своего кубка «ветреная», шаловливая Геба. Так автор подчеркивает мысль о том, что радость жизни – это божественное явление, приравнивает чувства человека к чувствам богов.

Работа над выразительным чтением с подчеркиванием и логическим выделением при чтении тех образных средств (звукопись, цветовые эпитеты), которые помогают создать радостное, восторженное настроение стихотворения.

После проб выразительного чтения стихотворения Тютчева учитель вновь предлагает прослушать музыку Вивальди. На этом этапе  школьники слушают ее более внимательно, осознанно. «Как же называется эта музыка?» – спрашивает учитель, и дети единодушно приходят к выводу, что лучшим названием для этого музыкального произведения будут тютческие слова «Весенняя гроза».

Учитель подводит итог: «Как верно вы уловили настроение и название музыки Вивальди! Поэты и музыканты даже в страшном и опасном явлении природы, грозе, позволяют нам увидеть и услышать прекрасное, они открывают красоту мира. После знакомства с их произведениями и нам хочется воскликнуть вслед за поэтом «Люблю грозу в начале мая...»!»

Статья из сборника «Уроки литературы в начальной школе,
или Как сформировать вдумчивого читателя».
Екатеринбург, 2002 г.


 Рекомендую изучить:

► Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

 Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 2 класса.

 Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 3 класса.

  Учебно-методический комплект «Вдумчивое чтение» для 4 класса.

 


 

► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Записей не найдено.

MySQL: 0,0008 s, 3 request(s), PHP: 0,0491 s, total: 0,0498 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.