Сквозь призму желтого цвета. Вместе с детьми узнаем, почему цветок мать-и-мачеха так называется

Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги. Продолжаю вас знакомить с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, мои статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.

Произведения о природе обязательно должны быть в каждой домашней библиотеке. И это не только энциклопедии и красочные атласы. Не менее важны для юного читателя книги, в которых писатели рассказывают о красоте и чудесах природы.

И очень редко можно встретить хорошую детскую книгу, в которой познавательное начало тесно переплетено с художественным вымыслом. Наверное, все знают имя Виталия Бианки, известного писателя-природоведа, автора «сказок-несказок». А есть ли другие детские авторы, работающие в таком же жанре?

Сегодня я предлагаю познакомиться с познавательной сказкой малоизвестной детской писательницы Софьи Могилевской. Это «Желтая сказка» из ее сборника «Семь разноцветных сказки».

В сборнике «Семь разноцветных сказок» каждая сказка посвящена какому-то цвету, все они объединены одной героиней – маленькой девочкой. В каждой сказке девочка надевает маленький передник соответствующего цвета и делает маленькие, но такие важные для ребенка открытия в окружающем мире.

Чтобы узнать, о чём эти сказки, прочитаем предисловие к сборнику:

«– Хочешь, я расскажу тебе семь сказок?
– А какие они будут?
– Одна жёлтая, другая зелёная, потом красная, потом голубая, ещё синяя и лиловая, а самая последняя – оранжевая...
– А про кого они будут?
– Про одну девочку, у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонтик...»

Иллюстрация Ольги Ионайтис к книге С.Могилевской «Семь разноцветных сказок»

Если прочитать все сказки подряд, то можно увидеть важную закономерность: действие в первой «Желтой сказке» начинается ранней весной, а в последней «Оранжевой сказке» уже наступает поздняя осень. Так маленький читатель осваивает не только цвета и их знаки в природе, но и через смену цветов видит смену времен года.

Итак, сегодня знакомимся с первой сказкой из сборника: сначала посмотрим вместе с детьми небольшой видеоклип, созданный по сказке, а затем познакомимся с текстом и побеседуем.

Сам текст сказки небольшой по объему, на 4-5 минут чтения вслух. Он доступен для самостоятельного чтения первоклассникам, однако они уже должны читать словами не менее 25-30 слов в минуту (это норматив техники чтения к концу первого класса).

«Желтая сказка» Софьи Могилевской

Итак, смотрим видеоклип по сказке Софьи Могилевской. Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».

► Родителям рекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст сказки. Затем можно попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.

► Педагогам я рекомендую провести работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях, посмотрите их на сайте «Литературная студия Елены Посашковой».

Так как это произведение носит познавательный характер, то перед просмотром видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу:

  • Прочитай название сказки? Пофантазируй, о чем она может быть.
  • Какие предметы желтого цвета ты можешь назвать?
  • Какие предметы желтого цвета в природе ты видел?

После просмотра видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу по проверке понимания содержания сказки:

  • В какое время года происходит действие в сказке? 
  • Что интересного ты узнал о желтом цветке?
  • Почему он так называется?

Ниже привожу текст «Желтой сказки» Софьи Могилевской, который можно прочитать дополнительно вместе с детьми после беседы.

Один раз девочка пошла в поле за цветами. Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где вылезли травинки, но цветов ещё не было. Девочка посмотрела на солнце и сказала:
–  Солнышко, солнышко, ведь уже весна, я надела свой жёлтый передник с жёлтым кармашком, почему же нет ни одного цветка?
–  Сейчас будут, – ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились как жёлтые лучи.
– Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки.
– Знаю, – ответила девочка. – Одуванчики!
Солнышко улыбнулось:
– А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Самые первые весенние цветы. Даже листьев у них ещё нет. Только сами цветы светятся на тёплом пригорке.
– Они злые, эти цветы? – спросила девочка. – Ведь в сказках все мачехи очень злые…
– Нет, – ответило солнце. – Мать-и-мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая –холодная и блестящая…
– Как у мачехи из злых сказок, – подсказала девочка.
Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов…

 

► После чтения сказки пусть ребенок проверит свое понимание сказки, выполняя задания интересного теста на моем сайте.

► Педагогам будет интересно познакомиться с методической разработкой внеклассного занятия по данной теме на моем сайте.


 

Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.


 НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

 НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

 НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0009 s, 2 request(s), PHP: 0.0617 s, total: 0.0626 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.