«Разноцветные сказки» С. Могилевской

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель».

В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Татьяна Борисовна Возная).

Тема занятия:

«Разноцветные сказки» С. Могилевской.

Цель занятия:

Познакомить обучающихся с познавательными сказками С. Могилевской.

Задачи занятия:

1) сформировать первичные представления школьников о познавательных сказках С. Могилевской из сборника «Разноцветные сказки;

2) совершенствовать следующие читательские умения: предвосхищать содержание художественного текста по его заголовку, умение пересказывать и выборочно перечитывать текст, отвечая на вопросы педагога, умение словесного рисования;

3) развивать воссоздающее и творческое воображение обучающихся; развивать их литературно-творческие способности – сочинять короткие устные тексты на заданную тему; развивать коммуникативные умения «защищать» свои творческие работы, выслушивать друг друга, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников.

Оборудование: рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса», ноутбук, проектор, презентация, книги для выставки (С.Маршак «Разноцветная книга», О.Дриз «Разноцветный мальчик», Э.Успенский «Разноцветная семейка» С.Могилевская «Семь разноцветных сказок», аншлаги, листы А3 с фонами для творческой работы, силуэты желтого и голубого цвета (наклеить двусторонний скотч), фломастеры, карандаши, файл с клипом «Разноцветный мир детства».

Ход занятия

I. Организационный этап

Педагог: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Пришло время нашей новой встречи.

Уселись ребята на стульчики вряд,
И тихо о школе они говорят.
Ученик 1:
Мне нравится школа, Анфиса сказала, 
Всю жизнь я о школе, ребята, мечтала.
Ученик 2:
Учителя мне нравятся, Ваня сказал,
Они добрые, каких я еще не видал!
Ученик 3:
А мне, чуть помедлив, добавила Ева,
Мне нравится больше всего перемена.
Ведущий:
К этим ребятам Никита спешит
И с хитрой улыбкой он им говорит:
«Школу  нашу вы расхвалили,
А какой же предмет больше всех полюбили?»
Дети (хором): Чтение!

Педагог: На самом деле, ребята нашего класса очень любят читать: им нравятся уроки литературы, занятия «Вдумчивое чтение», библиотечные часы, с удовольствием посещают библиотеку…

Каким вы хотите видеть занятие сегодня? От чего это зависит?

Я согласна с вами. Желаю, чтобы это занятие прошло с пользой. А вы получили огромное удовольствие.

Результат: полная готовность класса к работе; быстрое включение учащихся в деловой ритм; организация внимания и внутреннего настроя всех учащихся.

II. Постановка темы и задач урока. Мотивация деятельности учащихся

Цель: определить тему и задачи урока, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Активизация познавательной активности учащихся. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока.

Педагог: Посмотрите выставку книг. (Рассматривание о книг С.Маршака, С.Могилевской, Э. Успенского, О.Дриз).

Что можете сказать? (Свободные высказывания детей).

Учитель обобщает ответы детей, обращая внимание на автора, название, жанр, назначение книги.

Педагог: Сегодня мы отправимся в путешествие в разноцветный сказочный мир, догадайтесь, страницы какой из этих книг мы полистаем сегодня. Послушайте предисловие к сборнику:

«– Хочешь, я расскажу тебе семь сказок?
– А какие они будут?
– Одна жёлтая, другая   зелёная, потом   голубая,   потом  красная, ещё синяя и лиловая, а самая последняя – оранжевая...
– А про кого они будут?
– Про одну девочку, у которой было много разноцветных передников и мамин лиловый зонтик...»

Педагог: Какая книга так начинается? Почему так решили? Итак, тема урока – «Разноцветный мир Софьи Могилевской». Предположите, о чем могут быть сказки Софьи Могилевской.

Результат: формулировка темы урока, оценка значимости для учащихся нового материала, проблемы, показать ученикам, чему они должны научиться.

III. Знакомство с произведениями С. Могилевской

Цель: сформировать первичные представления школьников о познавательных сказках С. Могилевской из сборника «Разноцветные сказки.

1. Педагог: Первая сказка – «Желтая сказка». О чем может быть эта сказка?

Выразительное чтение учителем сказки С. Могилевской «Желтая сказка» на стр. 44 в учебном пособии.

После прослушивания сказки беседа по вопросам, отвечая на которые, школьники кратко пересказывают и выборочно перечитывают текст сказки:

  • Оправдались ли наши предположения?
  • Что сказочного в этом произведении?
  • Что познавательного в этой сказке?

Педагог: Это познавательная сказка. Почему? Поразмышляйте.

  • В какое время года происходит действие в сказке? (Весной).
  • О каком первом весеннем цветке рассказывается в сказке? (Мать-и-мачеха).
  • Как описывается этот цветок?
  • Почему он так называется?

Педагог: Что еще знаете об этом цветке?

Учитель дополняет ответы детей познавательным рассказом, показывая изображения цветка.

2. Педагог: Вспомните все предметы желтого цвета, которые названы в сказке?

Задание: Самостоятельно перечитайте текст сказки «про себя» и выпишите в тетради в столбик все предметы желтого цвета (их всего шесть: солнце, передник, кармашек, лучи, одуванчики, мать-и-мачеха).

Фронтальная проверка выполнения задания (дети прикрепляют ответы-аншлаги на доску).

3. Педагог: В этой книге есть и «Голубая сказка». Пофантазируйте, о чем может быть сказка с таким необычным названием.

Задание: Самостоятельно прочитайте «Голубую сказку» на с.44-45 «Читательского портфеля». 

После чтения сказки беседа по вопросам, отвечая на которые, школьники кратко пересказывают и выборочно перечитывают текст сказки:

  • Оправдались ли наши предположения?
  • Что сказочного в этом произведении?
  • Что познавательного в этой сказке?
  • О каком голубом цветке рассказывается в этой сказке? Кто знает, как выглядит этот цветок? (Ответы детей).

Учитель расширяет представления первоклассников, рассказывая легенду о незабудке и оказывая рисунок цветка).

  • Каким образом девочка сумела полетать на стрекозе?
  • Что интересного рассказала о себе стрекоза?
  • Видели ли вы стрекозу в жизни? Как она выглядит?
  • Чем необычна стрекоза? 

Учитель дополняет ответы детей рассказом о необычных фактах из жизни стрекоз, сопровождая рассказ рисунками.

Промежуточный итог: Эта сказка познавательная или волшебная? (И познавательная, и волшебная – волшебные превращения, стрекоза слушает, разговаривает, а в жизни стрекозы – глухие).

4. Педагог: Вспомните все предметы голубого цвета, которые названы в этой сказке.

Задание: Самостоятельно перечитайте текст сказки «про себя» и выпишите в столбик все предметы голубого цвета (их всего шесть: небо, речка, стрекоза, передник, кармашек, незабудка).


Фронтальная проверка выполнения задания (дети прикрепляют аншлаги на доску).

5. Педагог: Предлагаю выполнить творческое игровое задание. Я приготовила цветные предметы и начала рисовать картину к этим двум разноцветным сказкам. Вам нужно разбиться на 2 группы. Каждая группа соберет коллаж к одной из сказок, используя все мои заготовки верно.

После выполнения задания ученики из каждой группы представляют свои работы: рассказывают о том, какие они использовли элементы для своего коллажа, какие ключевые слова-аншлаги им в этом помогли.

Задание: В рабочих тетрадях дома Вы можете каждый продолжить свои фантазии, выполнив задание 2 на с.45.

6. Педагог: Предлагаю полистать книгу сказок дальше. Рассматривание книги С. Могилевской и беседа по вопросам:

  • О каких предметах можно сочинить «Зеленую сказку»?
  • О каких предметах можно сочинить «Красную сказку»?
  • О каких предметах можно сочинить «Синюю сказку»?
  • О каких предметах можно сочинить «Лиловую сказку»?
  • О каких предметах можно сочинить «Оранжевую сказку»?

7. При наличии времени можно прочитать еще одну из сказок из сборника писательницы.

Примечание: К сожалению, отдельной книгой «Разноцветные сказки» сейчас не издаются, и в печатном издании удалось найти эти сказки только в книге «Когда Машенька была маленькая». В этой книге два сборника сказок: первый про Машеньку, а в конце сборник «Разноцветные сказки».

Посмотреть книгу «Когда Машенька была маленькая»

Результат: знакомство обучающихся со сказками С.Могилевской.

IV. Обобщение

Цель: подвести итог урока.

  • Понравилось ли путешествие в разноцветный сказочный мир Софьи Могилевской?
  • Какая из сказок С. Могилевской понравилась больше? Почему?
  • Что нового о цветах и природе вы узнали из этих произведений?
  • Какую разноцветную сказку хотите прочитать?

Результат: умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки понятия, конкретизировать их.

Рефлексия

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

Педагог: Выразите своё читательское мнение. Зафиксируйте его в задании №4 на стр. 45.

То, что мир разноцветный, яркий – нам помогают понять и увидеть писатели, художники, музыканты. Я хочу, чтобы путешествие в разноцветный мир искусства на этом занятии не заканчивалось, а только начиналось...

Об этом поётся в песне «Разноцветный мир детства».

Результат: адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей. 

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0225 s, total: 0.0232 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.