Миниатюра М. Пришвина «Последние грибы». Постигаем вместе с детьми сверкающую и умирающую красоту природы

Продолжаю вас знакомить с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, мои статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.

Сегодня мы познакомимся с лирической миниатюрой «Последние грибы» Михаила Пришвина, классика русской литературы. Писатель был не только знатоком природы, но и умел открыть в ней красоту и сказку. Пришвин-охотник часто становился Пришвиным-поэтом. Он писал:

«После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками.
Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках.
Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался».

Текст этого рассказа очень небольшой по объему, на 2-3 минуты чтения вслух, и доступен для самостоятельного чтения первоклассникам, а также дошкольникам, начинающим читать по словам. Поэтому рассказ «Последние грибы» часто используют на уроках русского языка, а также для диктантов и изложений. Однако его полноценное восприятие и понимание детьми как художественного произведения требует от педагога серьезной работы.

Это произведение достаточно сложное по жанру: оно имеет и познавательный характер, и пронизано ярко выраженным лирическим настроением автора. При работе с текстом Пришвина нужно рассматривать оба эти направления.

С одной стороны, не упустить познавательное начало текста, но и не скатиться к отработке лишь природоведческих фактов. С другой стороны, помочь юным читателям прочувствовать сложное лирическое настроение рассказа – восхищение «сверкающей» красотой осени и одновременное чувство грусти и печали, навеянное умиранием, завершением этой живой «последней» красоты.

Название «Последние грибы» во многом символично – это не только о том, какие грибы можно собрать в конце сезона (природоведческий аспект), но, в первую очередь, о последних мгновениях ускользающей красоты окружающего мира (лирический аспект).

Таким образом, пришвинское стихотворение в прозе, с одной стороны, очень доступно детям и по объему, и по языку, и по характеру изложения. С другой стороны, маленькому читателю еще трудно самостоятельно постичь многогранность и глубину лирического переживания автора, натуралиста, философа, тонкого знатока природы и человеческой натуры. И в этом ему должен помочь педагог.

Рассказ «Последние грибы» Михаила Пришвина

Итак, сначала посмотрим вместе с детьми двухминутный видеоклип, созданный по рассказу Михаила Пришвина «Последние грибы», затем побеседуем и познакомимся с текстом. Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».

 

Родителям рекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст миниатюры. Затем можно попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.

Педагогам я рекомендую провести обязательную работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях, посмотрите их на сайте «Литературная студия Елены Посашковой».

Так, перед просмотром видеоклипа можно провести с детьми беседу, чтобы активизировать представления ребенка о грибах и проявлениях осени:
  • Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? О каком времени года?

  • Какие грибы вы знаете? Какие грибы вы собирали осенью?

  • Какие деревья осенью раньше других становятся золотыми?

  • Пофантазируйте: с чем можно сравнить золотые листочки?

После просмотра видеоклипа побеседуйте с детьми и проверьте их первичное восприятие текста, а при необходимости скорректируйте его:
  • Каким по настроению вам показался этот рассказ?

  • Что красивого и необычного в природе увидел автор?

  • Природа в изображении автора как живая. Что вас особенно удивило?

  • Какие интересные слова вам запомнились? 

  • Какие грибы были последними?

Ниже привожу текст рассказа Михаила Пришвина «Последние грибы», который можно прочитать дополнительно вместе с детьми после беседы.

Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков.

Ветер ещё разлетелся, рванул со всей силой — и тогда разом слетели все листья, и остались на старой липе, на чёрных её ветвях только редкие золотые монетки.

Так поиграл ветер с липой, подобрался к туче, дунул, и брызнула туча и сразу вся разошлась дождём.

Другую тучу ветер нагнал и погнал, и вот из-под этой тучи вырвались яркие лучи, и мокрые леса и поля засверкали.

Рыжие листья засыпали рыжики, но я нашёл немного и рыжиков, и подосиновиков, и подберёзовиков.

Это и были последние грибы.


► После чтения  пусть ребенок проверит понимание этого рассказа, выполняя задания интересного теста на моем сайте.

► Познакомьтесь также с «Желтой сказкой» Софьи Могилевской.


Рекомендую изучить:

► Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.

► Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.

► Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.

► Учебно-методический комплект для 4 класса в электронном формате.


► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

 НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

 НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0010 s, 2 request(s), PHP: 0.0443 s, total: 0.0453 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.