Читаем сказку «Полосы и пятнышки» Эдуарда Шима и узнаем секреты лесных животных

Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги. Продолжаю знакомить вас с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, эти статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.

Все малыши любят читать книги о животных. Поэтому детские писатели, удовлетворяя этот живой интерес ребенка, рассказывают забавные и поучительные случаи из жизни животных, добавляя в свой рассказ те познавательные сведения, которые может осмыслить маленький читатель.

Помимо этого, художественные рассказы и сказки о животных ценны тем, что писатель раскрывает юным пытливым умам «человеческие» стороны характеров и образа жизни животных. В художественной литературе такое очеловечивание, или, научными словами, антропоморфизм, наверное самое важное с воспитательной точки зрения.

Ведь художественная литература – о чем бы она ни говорила – это рассказ о человеке, его душе, его характере. Поэтому авторы художественных произведений о животных прежде всего пробуждают в маленьком читателе лучшие стороны человеческой души – любовь к «меньшим нашим братьям», доброту, внимание и сострадание к тем, кто слаб и беззащитен.

Сегодня я предлагаю познакомиться с познавательной сказкой-миниатюрой детского писателя Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки»: сначала посмотрим вместе с детьми минутный видеоклип, созданный по сказке, а затем познакомимся с текстом и побеседуем.

Текст сказки очень небольшой по объему, на 3-4 минуты чтения вслух, и доступен для самостоятельного чтения первоклассникам, а также дошкольникам, начинающим читать по словам.

Сказка Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки»

Итак, смотрим видеоклип по сказке Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки». Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».

 

► Родителям рекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст сказки. Затем можно попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.

► Педагогам я рекомендую провести работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях.

Так как это произведение носит познавательный характер, то перед просмотром видеоклипа можно провести с детьми короткую беседучтобы актуализировать представления ребенка о животных:

  • Знаешь ли ты, кто такой косуленок? А как зовут его маму?

  • Как выглядит косуленок?

  • Видел ли ты кабанов? А как зовут их детенышей?

  • Как выглядит маленький кабанчик?

  • Могут ли они подружиться в реальной природе?

После просмотра видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу по проверке понимания содержания сказки:

  • Что особенного во внешности косуленка? А кабанчика?

  • Что позволяет животным быть невидимыми в лесу?

  • Что еще помогает им спасаться от опасности? 

  • Какие по характеру эти малыши?

Ниже привожу текст сказки Эдуарда Шима «Полосы и пятнышки», который можно прочитать дополнительно вместе с детьми после беседы.

 

Встретились на поляне двое малышей: Косулёнок — лесной козлёночек и Кабанчик — лесной поросёнок.
Нос к носу встали и разглядывают друг дружку.
— Ой, какой смешной! — говорит Косулёнок. — Весь полосатый-полосатый, будто тебя нарочно раскрасили!
— Ой, а ты до чего смешной! — говорит Кабанчик. — Весь в пятнышках, будто тебя нарочно забрызгали!
— Я в пятнышках для того, чтобы лучше в прятки играть! — сказал Косулёнок.
— И я полосатый, чтобы лучше в прятки играть! — сказал Кабанчик.
— С пятнышками лучше прятаться!
— Нет, с полосками лучше!
— Нет, с пятнышками!
— Нет, с полосками!
И заспорили, и заспорили! Ни один уступить не хочет.
А в это время затрещали сучья, захрустел валежник. Вышла на поляну Медведица с медвежатами.
Увидел её Кабанчик — и стреканул в густую траву. Вся трава полосками, полосками, — исчез в ней Кабанчик, словно сквозь землю провалился.
Увидел Медведицу Косулёнок — и стрельнул в кусты. Между листьями солнце пробивается, везде жёлтые пятнышки, пятнышки, — исчез в кустах Косулёнок, словно его и не было.
Не заметила их Медведица, прошла стороной.
Значит, оба хорошо научились в прятки играть. Зря спорили.

После чтения сказки пусть ребенок проверит свое понимание сказки, выполняя задания интересного теста на моем сайте.

► Педагогам будет интересно познакомиться с методической разработкой внеклассного занятия по данной теме на моем сайте.


Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.


 НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

 НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

 НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0010 s, 2 request(s), PHP: 0.0761 s, total: 0.0770 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.