Как приохотить ребенка к чтению? Несколько простых советов родителям

В предыдущих статьях мы начали говорить о кризисе детского чтения и о том, стоит ли учить ребенка читать в раннем возрасте. Сегодня попробую дать родителям несколько практических советов на тему, как приохотить ребенка к чтению.

«Как хорошо уметь читать»... Наверное, вы помните эти строки из стихотворения современного классика детской литературы Валентина Берестова. Давайте для начала окунемся в свое детство.

 Каким вы были читателем?

 Любили ли читать художественную литературу?

 Что читали?

 Какие книги помнятся вам до сих пор?

Я в детстве читала запоем. Конечно, тогда не было современного телевидения и тем более компьютеров. И может благодаря этому я открыла для себя прекрасный, манящий мир литературы. Читала книги я с увлечением всё свое детство и юность, а начиналось всё с первой книги, которая захватила мое воображение.

А вы помните свою первую книгу? Ту, которая превратила вас из складывателя букв и слогов в читателя? Обычно это происходит в первых классах начальной школы, то есть тогда, когда школьник уже научился довольно быстро, легко читать и способен осмыслить текст и постепенно погрузиться в мир грез художественной литературы.

Моей первой книгой, прочитанной с огромным воодушевлением во 2 классе, стала «Первоклассница» Евгения Шварца с черно-белыми фотографиями из одноименного фильма.

Эта книга была как будто обо мне, о моих трудностях, успехах и радостях, о моих подругах и открытиях. Книга эта настолько повлияла на меня, что до сих пор, спустя десятилетия, помню ее обложку, страницы формата А4,   иллюстрации... А самое главное – помню восторг от того, что есть какой-то другой мир – огромный, интересный, захватывающий и одновременно близкий, открывающий мне меня саму.

 

Книга «Первоклассница» Евгения Шварца с такой обложкой помнится мне до сих пор.

А у вас была такая книга? Книга, которая открыла для вас потрясающий мир художественной литературы, после которой процесс чтения стал для вас своеобразным «наркотиком», потому что в вашем воображении с помощью слов из всего-то 33 букв вдруг закрутилось настоящее «кино», живое, цветное, увлекательное...

Уверена, что если вы сейчас, пусть и смутно, вспомнили эту книгу, то, скорее всего, до сих пор любите читать. Да и как добровольно отказаться от тех невероятных миров, которые открывают нам кудесники-писатели?

А потом были другие книги-открытия с их увлекательными мирами и невероятными героями... До сих пор с любовью и восхищением вспоминаю  юных рыцарей Владислава Крапивина, фантастические миры Александра Беляева, Ивана Ефремова, Майн Рида, захватывающие книги Александра Дюма, трагические и прекрасные романы Виктора Гюго, от которых разрывалось сердце, а душа улетала к небесам... Мой мир раздвигался до космических размеров с помощью книг и моего воображения.

А какие книги вы помните из своего детства и отрочества?

Каковы же советы родителям?

По-моему, очевидно, что главным советом будет найти для своего ребенка такую книгу, которая приоткроет ему дверь в сложный и завораживающий мир литературы. Книгу, после чтения которой он вдруг осознает, что читать – это не скучно, тяжело, неинтересно, а, наоборот, крайне увлекательно. А для этого надо читать и читать с ним разные книги. Какая-то из них да завоюет сердце будущего читателя, как это делала не раз с другими детьми.

Как методист обязана отметить, что в таком чтении задействованы сложные психические процессы нашего сознания (и подсознания). И не все так просто , как кажется на первый взгляд. Но об этом поговорим позднее с профессиональными педагогами. Если родителям будет интересно, то приглашаю их также принять участие в обсуждении психологических и методических аспектов процесса чтения.

Еще один совет родителям в заключении. Никакие учителя, воспитатели, чужие тети и дяди не смогут сделать для вашего ребенка то, что сможете сделать для него вы, мама и папа. Интерес к книге, к художественной литературе, как бы это ни звучало банально, закладывается в семье.

Роль родителя – СФОРМИРОВАТЬ, заложить основы интереса к книге, ценностного отношения к ней. Роль учителя – РАЗВИВАТЬ этот интерес. За вас вашу работу никто не сделает.

Поэтому ничего, кроме известных рекомендаций почаще читать детям книги дома, – придумать сложно. Создать культуру домашнего досуга и семейного чтения возможно не в рамках школы, государства, а только в рамках отдельно взятой семьи.

И не стоит родителям ссылаться на  финансовые проблемы, на извечную занятость на работе, на бесконечную усталость! Всего-то и нужно: 20 минут доверительного уютного чтения детской книжки ребенку перед сном – это по силам любому родителю, который любит своего ребенка и  думает о воспитании его духовного мира.


Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.


► НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

► НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

► НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0009 s, 2 request(s), PHP: 0.0758 s, total: 0.0767 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.