Детская фантастическая повесть К. Булычева «Путешествие Алисы»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 3 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель для 3 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог первой квалификационной категории Булатова Татьяна Юрьевна).

Тема занятия:

Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева (заключительное занятие).

Цель занятия:

Обобщение представлений обучающихся об особенностях фантастической повести Кира Булычева «Путешествие Алисы».

Планируемые результаты:

Личностные: самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации (хочу иметь такого друга, как Алиса, хочу быть таким, как Алиса);

Познавательные:

  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  • извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля.

Коммуникативные:формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников.

Регулятивные:

  • формирование умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
  • развитие способности регулировать свою деятельность;

Предметные:

  1. Формировать понятие «фантастическая повесть».
  2. Находить признаки фантастической повести в тексте (в частности, фантастические существа).
  3. Формировать умение характеризовать образ главной героини.

Предварительная подготовка к уроку: Чтение повести «Путешествие Алисы» и просмотр мультфильма накануне урока, чтение текста «Кустики» в качестве домашнего задания.

Оборудование: для каждого ученика пособие «Вдумчивое чтение» для 3 класса.

Для учителя: компьютер, экран, презентация, выставка книг писателя, иллюстрации, запись музыки из мультфильма «Тайна третьей планеты», отрывки из мультфильма для иллюстрации ответов, листы с заданиями группам.

Задачи использования ИКТ: 

  • переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
  • активизиция познавательной сферы обучающихся;
  • повышение положительной мотивации обучения;
  • повышение уровня знаний.

Ход занятия

1. Введение в тему урока

Звучит музыка из м.ф. «Тайна третьей планеты». 

Педагог: Почему на занятии звучит такая музыка? Вы узнали ее? У нас сегодня необычное занятие.  Девизом его я хочу взять слова: «Космос порой загадывает загадки. Чьи это слова? «Космос порой загадывает загадки, которые простому земному биологу не по зубам…» (Профессора Селезнева).

А вы любите загадки, готовы разгадывать их? Мы разделились на 2 команды: программисты и исследователи. Программисты приступают к заданию, и скоро они его нам покажут. Исследователи готовы? Посмотрите на доску.

На доске слова в 3 строки:

Джидай, Склисс, Говорун
Автолет, автобот, ушаны
Блук, Шелезяка, Эндор

Введение в тему урока

Педагог: Определите жанр сегодняшнего произведения. (Фантастическая повесть). Посмотрим по словарю: фантастика: то, что основано на творческом воображении, на фантазии, художественном вымысле. Согласны ли вы, что здесь слова из фантастической повести? А нет ли чего-то лишнего?

Ребята, кто сформулирует тему урока? (Фантастическая повесть «Путешествие Алисы» К. Булычева.)

2. Формирование понятия «фантастическая повесть»

Педагог: Продолжаем разгадывать загадки. Давайте проверим, хорошо ли вы знаете героев повести. Работаем в группах. (Каждой группе выданы листы с заданиями).

Игра «Найди пару» (вторая часть таблицы перепутана, листы по отдельности). Расставьте цифры.

механик

Полосков

космоархеолог

Зеленый

космозоолог

Громозека

капитан космического корабля

Селезнев

Проверка правильности выполнения. Фронтальный опрос.

механик

Зеленый

космоархеолог

Громозека

космозоолог

Селезнев

капитан космического корабля

Полосков

Работа в группах.

Педагог: В чем особенность повести Путешествия Алисы? Докажите, что это фантастическая повесть.

Примерный план ответа учащихся:

1) Действия повести происходит на разных планетах Солнечной системы и Галактики. Неизвестные, выдуманные планеты. Все они обжиты. На некоторых есть искусственная атмосфера.

2) Необычный транспорт: автолет, космокатер.

3) Необычные существа (группа «Программисты» подготовила презентацию, дети рассказывают про птиц Крок и Говоруна, ушанов, Громозеку. (Каждая команда заранее готовит рассказ по плану: на какой планете живут, в чем их особенности).

4) Выдуманные растения: поющие кустики, зеркальные цветы.

5) Необычные космические профессии: космозоолог, космоархеолог.

Викторина «Узнай героев по описанию»Работа в группах. Каждой группе выданы листы с заданием.

Викторина «Узнай героев по описанию».

1) Он невысокого роста, беленький, молчаливый и очень деликатный, никогда не теряет присутствия духа, и его очень уважают в космофлоте, часто бывает у нас дома и особенно дружит с Алисой. (Капитан Полосков).

2) Это мужчина большого роста, с пышной рыжей бородой. Он хороший механик и раз пять летал с Полосковым на других кораблях. Главное для него удовольствие — копаться в двигателе и что-нибудь чинить в машинном отделении. Это вообще-то отличное качество, но иногда он увлекается, и тогда какая-нибудь очень важная машина или прибор оказываются разобранными именно в тот момент, когда они очень нужны. (Механик Зеленый

3) Когда он кончил университет, то знал о животных столько, что смог написать о них свою первую книжку. С тех пор прошло двадцать лет, и космических зоологов стало очень много. Но оноказался одним из первых. Он облетел множество планет и звезд и незаметно для себя самого стал профессором. (Профессор Селезнёв).

4) С ней всегда что-нибудь случается, но все ее приключения пока кончались благополучно. Она полезный в экспедиции человек –  она умеет ухаживать за зверями и почти ничего не боится. (Алиса).

Проверка правильности ответов викторины.

Просмотр отрывка из мультфильма «Тайна Третьей планеты» (Союзмультфильм, 1981 г., режиссер Роман Качанов, автор сценария Кир Булычёв).

3. Характеристика образа главной героини

Беседа по воспросам: 

Педагог: Итак, повесть называется «Путешествие Алисы». Поэтому главная загадка на сегодня: Кто такая Алиса и почему ей посвящена повесть? Расскажите, что мы знаем о ней.

Дети: Алиса закончила 2 класс, она дочь профессора Селезнева, она добрая, хороший друг.

Педагог: Дома вы прочитали отрывок из повести «Кустики». Вспомните, кто рассказал Алисе и ее друзьям о кустиках? Чем были знамениты эти кустики?

Дети: О кустиках героям рассказал доктор Верховцев. Они были необычны –  могли передвигаться и всегда находили воду.

Педагог: Как повели себя кустики,оказавшись на борту космического корабля «Пегас»?

Дети: Кустики издавали звуки, похожие на пение, на кустиках распустились цветы (выборочное чтение отрывка из главы). Они пытались зайти в трюм.

Педагог: Почему кустики пели?

Дети: Так они передавали свое желание найти воду. 

Педагог: Давайте сравним поведение героев отрывка. Найдите в тексте и подчеркните, как повели себя взрослые и Алиса в этот момент (выборочное чтение и пересказ отрывка из главы).

Выборочное  чтение отрывка из главы.

Дети: Взрослые посчитали, что поведение кустиков опасно, они пытались защищаться, и прежде всего спасти Алису (выборочное чтение отрывка из главы).

Педагог: Как вела себя Алиса?

Дети: Алиса, в отличие от взрослых, не испугалась. Она сообразила, что нужно полить растения, и они успокоятся. Побежала за лейкой с водой (выборочное чтение отрывка из главы). Алиса оказалась более сообразительной, она умеет посочувствовать даже кустикам.

Педагог: Итак, сделайте вывод: Какие качества позволили Алисе стать героиней фантастической повести?

Дети: Алиса смелая, она не знает страха, как взрослые, именно поэтому она и спасла трех капитанов. Она открыта и дружелюбна, хороший товарищ, готова всегда помогать друзьям. Она добрая, умеет посочувствовать даже кустикам. Алиса верит в чудеса, именно поэтому ей подарили шапку-невидимку.

Педагог: Хотели ли вы иметь такого друга, как Алиса, и почему?

Дети: Да, хотели бы.

Педагог: Ребята, а вы знаете, как писатель придумал эту героиню? Оказывается, первая из повестей «Девочка, с которой ничего не случится», была напечатана в 1965 году. И серьезный ученый Игорь Можейко придумал ее для своей дочери Алисы, которая была тогда еще дошкольницей и просила, чтобы папа рассказал ей сказку. Вот так и появились повести о девочке, похожей на Алису, дочку писателя. Вы можете продолжить читать книги из серии о приключениях Алисы (презентация + выставка книг писателя).

выставка книг писателя

Посмотреть подборку книг Кира Булычева

4. Рефлексия

Педагог: Понравилось ли вам повесть? Продолжите предложение «После занятия мне захотелось…»

Дети: После занятия мне захотелось... в космос полететь... другие книги Булычева прочитать... посмотреть мультфильм... нарисовать рисунки к книге...

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0005 s, 2 request(s), PHP: 0.0221 s, total: 0.0226 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.