Нужны ли слезы при чтении литературы? Читаем рассказ Льва Толстого «Черемуха»

Приветствую вас, дорогие друзья и коллеги. Продолжаю вас знакомить с материалами, которые включены в программу «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

Помимо учителей начальных классов, этими материалами могут воспользоваться воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования и, конечно, же родители детей 5-8 лет. Надеюсь, мои статьи помогут вам развивать интерес детей к чтению, художественной литературе, к книгам.

Рассказ «Черемуха» Льва Николаевича Толстого был написан им в 70-е годы 19 века, тогда же, когда создавались и другие его рассказы для детей. Однако он менее известен, чем, например, рассказы «Прыжок», «Филипок», «Старый дед и внучек» и др. Рассказы Толстого для детей написаны автором уже после «Войны и мира», так что даже в таком коротком детском тексте как рассказ «Черемуха» можно обнаружить и толстовскую «диалектику души», и традиционные для его героев самокопания —  что правильнее: чувства или разум?

Рассказ сложен для восприятия ребенка: в нем много описаний, архаичных слов (сажень, вершок). Но особенно сложен для неокрепшей детской души художественный смысл рассказа — это драматический рассказ о том, как умирает живое существо, рассказ о напрасно погубленной красоте. Умирание дерева, полного жизни и чарующей красоты, но попавшего под вырубку, изображено по аналогии со смертью живого существа: здесь и белые лепестки отлетающей души, и последние слезы прощания, и дрожь угасающей жизни.

Драматическая картина гибели черемухи вызывает очень сильные и сложные чувства у читателя и у самого автора: и щемящую жалость, и острое сожаление, и осознание непростительности содеянного. В этом и кроется мощная воспитательная сила толстовского рассказа — с помощью художественной картины автор открывает маленькому читателю душу дерева, его последние переживания и смерть как живого, одушевленного существа.

Рассказ «Черемуха» Льва Толстого

Итак, сначала посмотрим вместе с детьми двухминутный видеоклип, созданный по рассказу Льва Николаевича Толстого «Черемуха», затем побеседуем и познакомимся с текстом. Текст сказки размещен в «Читательском портфеле для 1 класса».

 Родителям рекомендую вместе с ребенком прослушать, посмотреть, а затем прочитать текст рассказа. Затем можно попросить маленького читателя поделиться своими впечатлениями.

► Педагогам я рекомендую провести работу с текстом как до чтения, так и после чтения. Это отражено в методических рекомендациях по программе «Вдумчивое чтение» для 1 класса.

Так как это произведение носит описательный характер, то перед просмотром видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу, чтобы пробудить их образные впечатления:

  • Прочитай название рассказа. Знаешь ли ты, как выглядит черемуха? А в каком месяце черемуха зацветает?

  • Расскажи, какие у черемухи цветы, как они пахнут во время цветения. 

  • Какое настроение было у тебя, когда ты наблюдал цветение черемухи?

  • Какие слова ты бы выбрал для описания цветущей черемухи?

После просмотра видеоклипа можно провести с детьми короткую беседу по проверке понимания содержания рассказа:

  • Какое впечатление оставил рассказ? Что особенно поразило тебя?

  • Как автор описывает черемуху в начале рассказа? Чем она ему особенно понравилась?

  • Почему рассказчик решил рубить черемуху? 

  • Как описана смерть дерева? Какие слова особенно запомнились? Какое впечатление вызвала у тебя эта картина?
  • Какие чувства испытал рассказчик в конце рассказа?

  • Поразмышляй, зачем автор написал этот рассказ.

Ниже привожу текст рассказа «Черемуха» Льва николаевича Толстого, который можно прочитать дополнительно вместе с детьми после беседы, чтобы дополнить и углубить первичное восприятие произведения.

Одна черемуха выросла на дорожке из орешника и заглушала лещиновые кусты. Долго думал я — рубить или не рубить ее: мне жаль было. Черемуха эта росла не кустом, а деревом, вершка три в отрубе и сажени 4 в вышину, вся развилистая, кудрявая и вся обсыпанная ярким, белым, душистым цветом. Издалека слышен был ее запах. Я бы и не срубил ее, да один из работников (я ему прежде сказал вырубить всю черемуху) без меня начал рубить ее.
Когда я пришел, уже он врубился в нее вершка на полтора, и сок так и хлюпал под топором, когда он попадал в прежнюю тяпку. «Нечего делать, видно, судьба», — подумал я, взял сам топор и начал рубить вместе с мужиком.
Всякую работу весело работать; весело и рубить. Весело наискось глубоко всадить топор, и потом напрямик подсечь подкошенное, и дальше и дальше врубаться в дерево.
Я совсем забыл о черемухе и только думал о том, как бы скорее свалить ее. Когда я запыхался, я положил топор, уперся с мужиком в дерево и попытался свалить его. Мы качнули: дерево задрожало листьями, и на нас закапало с него росой, и посыпались белые, душистые лепестки цветов.
В то же время, точно вскрикнуло что-то, — хрустнуло в середине дерева; мы налегли, и как будто заплакало, — затрещало в середине, и дерево свалилось. Оно разодралось у надруба и, покачиваясь, легло сучьями и цветами на траву. Подрожали ветки и цветы после падения и остановились.
«Эх! штука-то важная! — сказал мужик. — Живо жалко!» А мне так было жалко, что я поскорее отошел к другим рабочим.

 


 

Рекомендую изучить:

 Учебно-методический комплект для 1 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 2 класса в электронном формате.

 Учебно-методический комплект для 3 класса в электронном формате.

Учебно-методический комплект для 4 класса в электронном формате.


 НОВИНКА! Мой видеоканал на youtube

 НОВИНКА! Видеоуроки по литературе

 НОВИНКА! Онлайн викторины и тесты по литературе 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0009 s, 2 request(s), PHP: 0.0635 s, total: 0.0644 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.