Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима

Конкурс «Вдумчивый читатель»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, с использованием учебного пособия «Читательский портфель». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог первой квалификационной категории Грехова Елена Юрьевна).

Тема занятия:

Познавательные сказки о природе Эдуарда Шима.

Цель занятия:

Сформировать первичные представления школьников о своеобразии познавательных произведений Э. Шима на материале сказок «Лягушонок и Ящерка», «Ландыш», «Полосы и пятнашки».

Планируемые результаты:

Личностные: 

1. Развитие интереса учащихся к миру животных, воспитание любви и сочувствия к «братьям нашим меньшим».

2. Развитие умения сотрудничать со сверстниками, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

3. Развитие умения осмысливать поступки героев.

Метапредметные:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждения.

Предметные:

1. Знакомство с особенностью сказок Э.Шима.

2. Совершенствование читательских умений: сравнивать произведения на одну тему, воссоздавать в своем воображении образные картины.

Оборудование: для каждого ученика рабочая тетрадь «Читательский портфель для 1 класса», выставка книг Э. Шима, портрет автора, картинки лягушки и ящерицы, слайды с изображением цветов и деревьев, картинки деревьев для физминутки, картинки кабанчика и косулёнка, клей-карандаш для учеников, пазлы – ландыша (6 шт.), листы для наклеивания (6 шт.), шаблоны косуленка и кабанчика.


Ход занятия

1. Мотивационный этап.

Педагог: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие, но в путешествие необыкновенное. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте (учитель читает стихотворение, дети закрывают глаза и слушают, происходит настрой на занятие).

Наверное, бывали вы
Не раз в лесу густом,
Где вьётся чуть заметная
Тропинка под кустом.
Под ветками зелёными
В тени, в тиши лесной,
От ветра можно спрятаться,
Найти прохладу в зной.
Сегодня мы с ребятами
В дремучий лес идём.
Кто хочет в путь ? Пожалуйста,
Мы всех с собой возьмём.

Педагог: Итак, куда мы отправляемся? (В лес). Да, в любую пору года лес манит своей красотой, богатством красок. Как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся? (В весенний лес). Почему вы так решили? Докажите.

– Каждый из вас смотрит, но умеет ли видеть? Каждый из вас слышит, но умеет ли слушать? Кто же научит нас видеть и слышать, понимать лесные разговоры? Кто переведёт нам язык зверей и птиц на человеческий язык? И есть ли такие переводчики? Оказывается, есть! Это писатели и поэты, художники и музыканты!

2. Определение темы и целей занятия

Педагог: Кто из писателей нам сегодня поможет увидеть красоту лесу, разгадать загадки природы, мы узнаем, отгадав ребус. У некоторых из вас на партах есть карточки с цифрами и буквами с двух сторон, вы должны выйти к доске и поставить букву. 

Групповая работа, сотрудничество с одноклассниками.

У детей на партах карточки: с одной стороны – с буквами имени и фамилии писателя Эдуард Шим, а с другой – цифры от 1 до 9.).

Педагог: Итак, что же у нас получилось?

  • Давайте прочитаем. (Эдуард Шим). 
  • Сформулируйте тему нашего занятия! (Произведения Э. Шима о природе). 
  • А чему мы сегодня будем учиться? (Мы познакомимсяс произведениями Э. Шима о природе. Мы будем учитьсяотличать их от других произведений, будем учиться выразительно читать эти произведения; понимать смысл познавательных сказок Шима). 

3. Выставка книг Э. Шима. Знакомство с книгами писателя. Воспитание читательских потребностей.

Педагог: Рассмотрите портрет писателя. Эдуард Шим писал о природе, о животных, рассказывал читателям необычные сказки. В своих книгах он стал необычным «переводчиком»: он переводит язык зверей и птиц на человеческий язык. В своих рассказах и сказках Эдуард Шим передает, что удалось ему подглядеть и услышать во время своих лесных прогулок: как чудесно, трогательно, забавно, трудно живет удивительный мир лесов, полей, озер и болот.

Посмотрите, здесь у нас представлена выставка книг этого писателя. Эти книги прочитали ваши одноклассники, они сейчас вам о них расскажут. 

Группа ребят из 4-5 человек рассказывает о прочитанных книгах по следующему плану:

  1. Эта книга называется…
  2. Её написал (автор)…
  3. В ней рассказывается о …
  4. Мне понравилось …
  5. Эту книгу я взял/-а (в библиотеке, дома, у знакомых)…

Первичное обобщение. 

– Можете ли вы сейчас сказать, что общего у всех книг, которые написал Э.Шим? Что помогло вам сделать это маленькое открытие? (Иллюстрации, названия, рассказ одноклассников).

4. Знакомство с произведениями Э. Шима

Педагог: О чём говорят звери, мы узнаем из первого произведения Э. Шима. А чей же мы разговор сейчас подслушаем, узнаем из загадок.

Дети отгадывают загадки:

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная сижу,
                    Дом на речке и в пруду. (Лягушка)

Коль за хвост поймаешь,
Сразу понимаешь,
Хвост в руке, её уж нет,
                   Это от кого привет? (Ящерица)

Педагог: Кто догадался, о ком будет произведение Э. Шима? Что из загадок вы узнали об этих животных? 

– Ученики прочитают это произведение, а вы внимательно послушайте и подумайте, какие удивительные свойства этих животных раскрыл нам автор.

Чтение по ролям сказки-миниатюры Э.Шима «Лягушонок и Ящерка» (читают 2 подготовленных ученика). После этого дети делятся первичными впечатлениями.

Педагог: Предлагаю вам перечитать текст самостоятельно, при чтении обратите внимание на то, как автор называет героев. Подумайте, почему.

Дети читают текст самостоятельно. Ответы детей после чтения. (Названия героев: Лягушонок, Ящерка. Они маленькие, глупые).

После чтения беседа по вопросам:

  • Что вас удивило? 
  • Что узнали нового и необычного о животных?
  • Что же мы подслушали в лесу – рассказ или сказку?
  • А чем же эта авторская сказка отличается от народных сказок о животных?

Промежуточный вывод. Хотя эта сказка маленькая, но она нам дает новые знания о том, в чем особенности хвостов лягушки и ящерицы, чем они отличия друг от друга. Она познавательная, этим отличаются сказки Э.Шима от народных сказок о животных

– А вы хотите ещё что-нибудь интересного узнать о природе? Тогда продолжаем наше путешествие вместе с Эдуардом Шимом. Представьте: мы в весеннем лесу... Если мы пойдём на пригорок, где растет душистая черемуха, и посидим под ней, то можем увидеть следующее...

Просмотр слайдов с изображением черемухи, ландыша, берёзы, одуванчика, подснежника.


– Итак, что же мы увидели в лесу? (Разные растения, которые появляются весной).

– О каком из этих растений загадка – Белые горошки на зелёной ножке(Весенний цветок – ландыш).

– Что вы о нем знаете?

– А вот что об этом цветке узнал Э. Шим – мы сейчас узнаем.

Первичное самостоятельное чтение сказки «Ландыш». Проверка первичного восприятия:

– Насколько внимательно вы прочитали о ландыше, мы сейчас узнаем. Ответьте на вопросы:

  • Найдите и прочитайте, какие цветки у ландыша.
  • Объясните выражения «колокольчики снежные», «будто светятся в сумерках».
  • А какой запах у ландыша? Как вы понимаете выражение «не надышишься»?
  • Зачем ландышу такие ядовитые цветы?
  • Можем ли мы назвать эту сказку познавательной?
  • Что вы для себя познавательного узнали из этого произведения? (Ответы детей: ландыш – цветок красивый, но у него очень опасные красные ягодки, их нельзя трогать, т.к. они ядовитые).

5. Творческая работа

Педагог: Мне хотелось, чтобы вы очень хорошо запомнили, как выглядит это растение вместе с ягодами. Для этого предлагаю выполнить творческое задание: собрать пазл ландыша, получившуюся картинку наклеить на лист.


Дети выполняют задание в мини-группах по 4 человека.

Педагог: Конечно, это очень красивый цветок, и многие люди собирают их целыми охапками, чтобы поставить в вазу и любоваться. Что бы вы сказали таким людям? Как бы вы повели себя в таком лесу?

6. Физминутка для глаз.

Педагог: В лесу растут разные деревья, а знаете ли вы их название? Сейчас проверим. Я называю дерево, а вы к нему поворачиваетесь.

По классу развешаны картинки берёзы, дуба, ели, сосны, клёна, сирени. Дети находят глазами деревья.

7. Знакомство со сказкой «Полосы и пятнашки». Театрализация

Педагог: А какую пользу деревья приносят животным? В следующем произведении Э.Шима мы узнаем, за что животные благодарят деревья. 

Словарная работа. Обогащение словарного запаса детей. 

– Прочитайте слова на доске, которые встретятся в сказке. 

Косулёнок
Кабанчик
Полосы
Пятнашки
Прятки
Заспорили
Медведица.

Педагог: Какие слова вам непонятны? Кто такой Косулёнок? (Лесной козлёночек, дети рассматривают картинку). 

Лесной козлёночек

Кто такой Кабанчик? (Лесной поросёнокдети рассматривают картинку). 

Лесной поросёнок

– Попробуйте предположить по этим словам, о чём говорится в тексте. (Прием антиципации).

Заранее подготовленные ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».

Заранее подготовленные  ученики в масках инсценируют сказку «Полосы и пятнашки».

Педагог: Оправдались наши предположения перед чтением? Назовите героев сказки, что вы о них можете сказать?

Чтение сказки вслух по предложениям. После чтения беседа:

  • Найдите ответ на вопрос, где спрятался Кабанчик и где Косуленок.
  • Как вы понимаете выражения «стреканул в траву, стрельнул в кусты»? 
  • Как им удалось спрятаться? (Окраска зверей).
  • Что им помогло? (Пятнышки, полоски).
  • Прочитайте последние 2 предложения. Как вы понимаете их смысл? (Каждый зверь умеет прятаться, скрываться от врага, или играть в прятки по-своему, используя особенности своей расцветки. Поэтому они спорили зря, напрасно, т.к. каждый из них умеет это хорошо делать в своей среде обитания).

8. Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька». Групповая работа

Педагог: У вас на партах есть шаблоны наших героев, выберите любого из них, приклейте в один из прямоугольников на с.31 «Читательского портфеля» и попробуйте его спрятать так, как он спрятался от Медведицы. После выполнения задания обменяйтесь тетрадями с соседом и посмотрите, удалось ли ему спрятать зверька от Медведицы.

Выполнение работы в тетради на с. 31 (Задание №7). Взаимопроверка в парах.

Индивидуальная творческая работа «Спрячь зверька».

9. Подведение итога урока. Рефлексия. Развитие читательского интереса к книгам Э. Шима 

Педагог: Мы сегодня знакомились со сказками Э. Шима, которые не просто интересны читателям, но в них есть ответы многие на занимательные вопросы. Ответ на какой вопрос вы узнали из этой сказки? (Ответы детей).

– На нашем занятии мы сегодня знакомились с произведениями Э.Шима. Чем они вам запомнились? (Ответы детей: сказки Эдуарда Шима о животных, растениях, природе, они познавательные).

– Вспомните все сказки этого писателя, с которыми мы сегодня познакомились, и отметьте в тетради свое мнение как читателя об этих произведениях (задание в тетради №8 – читательская рефлексия).

– Итак, нам пора возвращаться в класс. Продолжите предложения (на доске, на индивидуальной карточке):

  • Сегодня на уроке я…
  • Теперь я знаю, что…
  • Мне было…
  • Я хочу…

– Кому захотелось ещё прочитать другие сказки писателя Э.Шима? Где вы можете их найти? (Ответы детей: в городской, в школьной, в домашней библиотеке). Наше занятие окончено.

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0229 s, total: 0.0235 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.