Веселые и грустные стихи о детстве Эммы Мошковской

Конкурс «Вдумчивый читатель»

Представляю методическую разработку внеклассного занятия из авторской программы «Вдумчивое чтение», 1 класс, тема 1 «Я расту» с использованием рабочей тетради «Читательский портфель для 1 класса». В статье представлены материалы и фотографии с занятия по внеклассному чтению в МБОУ СОШ №49 г. Новоуральска Свердловской области (занятие провела педагог высшей квалификационной категории Рогалева Наталья Александровна.

Тема занятия:

Веселые и грустные стихи о детстве. 

Цель занятия:

Познакомить первоклассников со своеобразием произведений Э.Э.Мошковской, углублять интерес обучающихся к поэтическому слову.

Предметные задачи занятия:

  1. Совершенствовать следующие читательские умения: умение воссоздавать в своем воображении образные картины; умение выразительно читать стихи, умение ориентироваться в тексте, делать выводы, обобщения.
  2. Развивать творческую фантазию школьников, их способность удивляться и радоваться необычному поэтическому слову.
  3. Воспитывать чувство любви к поэзии, расширять культурный кругозор обучающихся.>

Универсальные учебные действия:

  • личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • регулятивные: учить понимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • познавательные: учить строить речевое высказывание в устной форме, выделять существенную информацию из художественного текста.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, видеофрагмент стихотворения «Я маму мою обидел», рабочая тетрадь «Читательский портфель» 1 класс, выставка книг Э. Мошковской (или выставка обложек книг), портреты писателей (И.П. Токмаковой, А.Л. Барто, Н.П. Кончаловской, Б.В. Заходера), набор картинок для иллюстрирования стихотворения, наборы наглядного материала для работы в группах, альбомные листы и цветные карандаши.

Для проведения занятия класс разделен на четыре группы.

Ход занятия

I. Организационный момент. Мотивация

– Здравствуйте, дети!

Долгожданный дан звонок – 
Начинается урок. 
Тут затеи и задачи, 
Игры, шутки, всё для вас. 
Пожелаю всем удачи – 
За работу! В добрый час!

– На ваших партах лежит тетрадь «Вдумчивое чтение», как вы понимаете слова «читать вдумчиво»? (Читать вдумчиво – значит думать над тем, о чем читаешь, понимать, что хотел сказать, передать нам автор произведения).

– Любое литературное произведение создает автор. Как называют автора стихов? (Автора стихов называют поэтом).

II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. Постановка темы и цели занятия

– Сегодня, в начале нашего занятия, мы отправляемся в фотогалерею, в зал, где собраны портреты известных поэтов, писавших для детей. Рассмотрите портреты. К сожалению, под портретами нет подписей, имен поэтов. Работая в группе, мы должны это исправить. 

Инструкция для работы в группе. Каждая группа получает набор карточек с различными именами, отчествами и фамилиями и портретом одного из поэтов. Задание для каждой группы.

  • Решите, чей это портрет.
  • Выберите нужное имя, отчество и фамилию, составьте верную подпись.
  • Прикрепите подпись на доску под портретом поэта в фотогалерее.

– Прочитаем, кто изображен на портрете.

– Стихотворения этих поэтов мы читали на наших занятиях. Давайте поиграем, я читаю вам строку из стихотворения или целое стихотворение, а вы называете автора – его имя, отчество, фамилию и название стихотворения. (Дети отгадывают автора стихотворения, называют его фамилию, название стихотворения, выходят к доске, чтобы показать портрет).

В моей Вообразилии,
В моей Вообразилии
Болтают с вами запросто
 Настурции и лилии. 
(«Моя Вообразилия» Б.В. Заходер)
А я не знал, что я расту
Все время, каждый час.
Я сел на стул —
Но я расту,
Расту, шагая в класс.
(«Я расту» А.Л. Барто)
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках засеяны густо,
 Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста. 
(«Удивительный огород» Н.П. Кончаловская) 
Это ничья кошка,
Имени нет у неё
У выбитого окошка
Какое ей тут житьё. 
(«Ничья кошка» И.П. Токмакова)

В подарок можно дудеть.
Подарок можно надеть.
Подарки вкусные есть. 
Мне шоколадка нравится: 
Можно подарок съесть, 
Золотая бумажка останется. 
Подарок может взлететь. 
В клетке сидеть и петь. 
Подарок может ползти. 
Плыть. Плавниками грести. 
Но каждый, наверное, хочет 
Подарок, который ходит! 
Который хвостом виляет! 
И лает... Каждый желает!

– Это стихотворение называется «Какие бывают подарки», назовите автора стихотворения. (Дети не могут назвать автора последнего стихотворения, т.к. еще не читали его). Портрет этой поэтессы есть в зале нашей фотогалереи. (Учитель открывает портрет). Вы узнаете кто это, сложив из отдельных букв имя, а из слогов фамилию поэтессы. 

Работа в группе. Для работы каждой группе учащихся выдается набор букв и слогов, из букв складывается имя Эмма, из слогов – Мошковская.

– Назовите автора стихотворения «Какие бывают подарки». (Представители каждой из групп читают получившееся сочетание – Эмма Мошковская. Учитель вывешивает на доску подпись под портретом, добавляя отчество, Эмма Эфраимовна Мошковская).

– Понравилось стихотворение Э.Э. Мошковской? (Да!). Давайте подберем слова, чтобы сказать какое оно. (Интересное, веселое, необычное, смешное). Как вы думаете, стихи какой поэтессы будем читать на нашем занятии? (Будем читать стихи Э.Мошковской).

 

 Какие бывают подарки

– Это стихотворение называется «Какие бывают подарки», назовите автора стихотворения. (Дети не могут назвать автора последнего стихотворения, т.к. еще не читали его). Портрет этой поэтессы есть в зале нашей фотогалереи. (Учитель открывает портрет). Вы узнаете кто это, сложив из отдельных букв имя, а из слогов фамилию поэтессы. 

Работа в группеДля работы каждой группе учащихся выдается набор букв и слогов, из букв складывается имя Эмма, из слогов – Мошковская.

– Назовите автора стихотворения «Какие бывают подарки». (Представители каждой из групп читают получившееся сочетание – Эмма Мошковская. Учитель вывешивает на доску подпись под портретом, добавляя отчество, Эмма Эфраимовна Мошковская).

– Понравилось стихотворение Э.Э. Мошковской? (Да!). Давайте подберем слова, чтобы сказать какое оно. (Интересное, веселое, необычное, смешное). Как вы думаете, стихи какой поэтессы будем читать на нашем занятии? (Будем читать стихи Э.Мошковской).

– Назовите тему занятия, цель занятия. (Тема занятия – стихи Э. Мошковской. Цель – узнать какие стихи для детей писала Э. Мошковская, что хотела сказать детям, в своих стихах).

– Вы правы, Э.Мошковская писала стихи для детей и в нашей тетради они помещены в раздел «Мое чтение», тема «Я расту». Откройте тетрадь на стр. 16, найдите стихотворение «Какие бывают подарки». Прочитайте это стихотворение и подумайте, как можно показать движениями все, о чем говорится в стихотворении. (Читают стихотворение «про себя»).

III. Работа по теме занятия

– Я поняла, что стихотворение «Какие бывают подарки» вам понравилось, давайте покажем его вместе. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все, о чем в нем говорится. (Дети выходят в круг, учитель читает стихотворение, а дети жестами, мимикой и движениями иллюстрируют стихотворение).

Беседа по вопросам:

  • Ребята, о чем это стихотворение? (О подарке, о щенке, которого очень хочет получить ребенок).
  • Что Э. Мошковская, хотела сказать родителям, которые будут читать это стихотворение своим детям? (Каждый ребенок хочет получить в подарок щенка).
  • Вы хотите получить в подарок щенка? (Да).
  • Значит, это стихотворение про вас? (Да).
  • Действительно, любимый герой стихотворений Э. Мошковской – ребенок, его мечты, его чувства. Она хорошо знала мир детей, знала, чем их можно удивить. Так, одно из своих стихотворений поэтесса назвала так «Кислые стихи».

Работа над стихотворением «Кислые стихи»

– Вас удивило название стихотворения? Что бывает кислым? (Да. Кислым может быть лимон, суп...).

– Предположите, о чем может идти речь в этом стихотворении. (Высказывают предположения).

– Прочитайте стихотворение самостоятельно в тетради «Читательский портфель» на стр. 18.

Встало солнце кислое,
Смотрит – небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло...
И спешат несчастные кислые прохожие,
И едят ужасно кислое мороженое...
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

Беседа по вопросам:

  • Какими были наши предположения? 
  • О чем прочитанное стихотворение? (Высказывания детей).
  • Какими словами в этом предложении можно заменить слово кислое? (Грустное, мрачное).
  • Посчитайте, сколько раз в этом стихотворении встречаются слова кислое и скисло.
  • Почему автор столько раз пишет это слово? (Чтобы показать как грустно).
  • Давайте перечитаем стихотворение, чтобы представить картинку, нарисованную автором, покажем её на доске.

Дети читают стихотворение вслух, выбирают картинку, подходящую к тексту стихотворения, прикрепляют на доску:

Работа над выразительным чтением стихотворения.

  • Определите основное настроение стихотворения. (Грустное, мрачное).
  • В каком темпе будем читать стихотворение? (Выберем спокойный темп).
  • Громко или тихо? (Нормально, громче прочитаем только последние предложения, в конце которых стоят восклицательные знаки).
  • Какое слово будем выделять голосом при чтении, поставим логическое ударение? (Кислое, скисло).
  • Кто захотел прочитать стихотворение выразительно для всех? (Чтение стихотворения детьми).
  • Понравилось чтение, получилось передать настроение стихотворения? (Высказывание своих мнений, получилось или нет при чтении передать основную мысль стихотворения).

–  Каждый настоящий поэт – талантливый человек и немножко волшебник. Посмотрите, как изменится стихотворение, если в нем заменить слово кислое на слово противоположное по значению.

Прочитайте строку стихотворения, найдите слово, которое нужно заменить, каким словом его заменим, прочитайте что получилось.

Встало солнце кислое (яркое),
Смотрит – небо скисло (чистое),
В кислом (светлом) небе кислое (веселое) облако повисло...
И спешат несчастные (счастливые) кислые (веселые) прохожие,
И едят ужасно кислое (очень вкусное) мороженое...
Даже сахар кислый (сладкий)!
Скисло (сладко) всё варенье!
Потому что кислое (доброе) было настроение.

(Дети читают текст стихотворения, заменяя в каждой строке слово кислое на подходящий по смыслу антоним. По ходу чтения выбирают из предложенных учителем картинок подходящие по смыслу и прикрепляют на доску. Выслушиваются все варианты ответов детей, выбирается самый удачный).

– Ребята, что хотела сказать детям Э. Мошковская, написав это стихотворение? (Настроение человека зависит от самого человека).

– Зависит ли настроение человека от поступка, который он совершил? (Да).

– Обидеть – это хороший или плохой поступок, а обидеть маму? (Это очень плохой поступок).

Какое настроение у того, кого обидели? У того кто обидел? (Грустное, печальное).

Работа над стихотворением «Я маму мою обидел»

– Давайте послушаем стихотворение Э.Мошковской «Я маму мою обидел» и подумаем, для кого Э. Мошковская написала это стихотворение. (Просмотр видеозаписи).

– К кому своим стихотворением обращается поэтесса? (К детям и взрослым, чтобы они не обижали своих мам).

– Прочитайте стихотворение в «Читательском портфеле» на стр. 18 самостоятельно.

– Как мальчик и мама относились друг к другу до ссоры? (Они дружили, вместе гуляли, рассказывали все друг другу). Найдите эти строчки и прочитайте.

– Какой совет вы бы дали мальчику? (Извиниться перед мамой. Мама – самый близкий человек, самый родной. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова).

– Меняются ли чувства героя в начале, середине и конце стихотворения? (Да, в начале мальчик сердит на маму, обижен, придумывает, что будет делать, чтобы мама его простила, его настроение меняется, а в конце ему грустно, он понимает, как плохо он поступил, обидев маму).

– Какой темп и громкость выберем для чтения этого стихотворения? (Спокойный темп, не громко).

– Прочитаем стихотворение (по четверостишиям), стараясь голосом передать настроение мальчика, его чувство, состояние. (Чтение стихотворения детьми).

– Ребята, что Э. Мошковская хотела вам сказать, написав это стихотворение? (Не нужно обижать людей. Плохо и тому, кого обидели, и тому, кто обидел. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом).

IV. Рефлексия

– Наше занятие заканчивается. Стихи, какой поэтессы читали? Для кого писала Э. Мошковская?

Эмма Мошковская написала для детей много интересных стихотворений, выпущено много книг с её стихами, некоторые из них вы видите на нашей выставке, после занятия вы можете взять и почитать другие стихотворения поэтессы. Все эти книги из школьной библиотеки, там вы можете взять понравившуюся книгу для домашнего чтения.

Посмотреть книги Э. Мошковской

– К какому из стихотворений захотелось нарисовать иллюстрацию? Я предлагаю сделать в нашем классе выставку иллюстраций к стихам Э.Мошковской, каждый из вас выбирает понравившееся стихотворение и выполняет к нему иллюстрацию, а затем из ваших работ мы оформим выставку.

– Откройте «Читательский дневник» на стр. 4 и выскажите свое читательское мнение о стихах Э.Мошковской, которые читали на уроке.

– Какое из прочитанных сегодня на уроке стихотворений понравилось больше других?

Урок заканчивается обсуждением детских работ и оформлением выставки иллюстраций к стихам Э.Мошковской.

Оформить заказ на пособия

Вернуться в раздел «Методика»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0219 s, total: 0.0226 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.