Л.Н. Толстой «Прыжок». Как работать над сюжетом?


Работа над сюжетом является традиционной для начальной школы. Однако типичный недочет в работе учителя заключается в том, что основное внимание педагог уделяет только установлению временной последовательности изображенных событий.

Целесообразно напомнить, что сюжет в литературном произведении выполняет две главные функции: во-первых, через сюжет и его элементы раскрывается конфликт произведения, важнейшая сторона художественного содержания. Во-вторых, именно через движение сюжетных событий раскрываются характеры персонажей, устанавливаются отношения и связи между ними.

Поэтому, обращаясь к сюжету, учитель должен стремиться помочь школьникам не только понять последовательность событий, но и постичь причинно-следственные связи между этими событиями, сложные отношения между персонажами, помочь выявить сущность противоречий и столкновений между ними, а, следовательно, и логику развития характеров. Все вместе это должно вести к постижению авторской идеи.

Наиболее эффективными приемами для формирования этого умения являются следующие: составление плана эпического произведения и озаглавливание его основных смысловых частей; создание диафильма, сценария для инсценирования текста.

Приведем пример работы над сюжетом рассказа Л. Н. Толстого «Прыжок»

Традиционно при работе с этим текстом учитель идет по пути воспроизведения основных сюжетных коллизий произведения. Однако постижение логики сюжета требует более глубокого осмысления сюжетных эпизодов. Необходимо вести учащихся от первоначального, поверхностного прочтения к глубинам толстовского психологического анализа человеческих характеров. При этом в работу включается анализ основных элементов сюжета, наиболее значимых в раскрытии конфликта произведения (экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия).

В результате такого перечитывания рассказа дети должны прийти  к пониманию авторского замысла. Толстой изображает конфликт между толпой на палубе корабля, «народом», скучающим и ожидающим развлечений, и двенадцатилетним мальчиком, «сыном капитана», по воле случая оказавшимся в роли «маленькой обезьянки». Писатель раскрывает логику его характера, мотивы его поведения. Он показывает внутренние муки выбора поведения мальчика («он не знал, плакать ему или смеяться») и впервые в отрочестве остро осознаваемое чувство собственного достоинства, обостренно гордого «я», заставляющего героя начать мальчишеское соревнование, переходящее в смертельно опасную игру.

 При таком анализе читатель понимает, что герой вступает в состязание не с обезьяной, а с людьми, «народом». Анализ текста помогает читателю постичь психологический конфликт произведения. В кульминационный момент, когда «все замерли», «кто-то ахнул от страха», наиболее ярко проявляется характер героя – безрассудного, отважного, гордого, истинного сына капитана. Именно кульминация отражает, как меняется настроение людей и их отношение к мальчику, в минуту смертельной опасности осознающих разницу между жизнью обезьянки и человека.

Финал рассказа, рисующий поведение отца-капитана, заставляет читателя вновь вернуться к завязке действия и понять истинные мотивы поведения героя, который в силу своего возраста и места на корабле не мог поступить иначе. Характер капитана-отца, гордого, решительного, не желающего демонстрировать своей человеческой слабости, как бы спроецировался на характер его сына, но проявился в форме столь естественного в подростковом возрасте мальчишеского безрассудства и «задора».

Такое «акцентное вычитывание» текста должно вести читателей от детского, наивного восприятия «Прыжка» как рассказа «о мальчике и обезьянке» к пониманию психологической глубины толстовского рассказа, художественному исследованию человеческих характеров и отношений.

Рассмотрим вариант урока по этой теме и способы приобщения учащихся к особенностям психологической прозы Толстого.

Предметные задачи урока:

  • помощь читателям раскрыть психологический характер конфликта в рассказе;
  • совершенствовать их умение анализировать поступки литературных персонажей и видеть их мотивы;
  • развивать литературное воссоздающее и творческое воображени обучающихся.

Ход работы

В качестве подготовки к первичному восприятию текста можно предложить рассматривание иллюстрации, на которой изображено парусное судно: обратить внимание детей на конструкцию и размер мачты для того, чтобы уже при первом чтении ими был воспринят весь трагизм создавшейся ситуации, когда мальчик мог сорваться с огромной высоты. Учитель также рассказывает школьникам, что в ХIХ веке корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев.

Выразительное чтение рассказа учителем. После чтения небольшая пауза, а затем обмен читательскими впечатлениями: Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?

Для того чтобы активизировать исследовательское мышление детей, учитель задает им проблемный вопрос: Из-за чего мальчик совершил прыжок? В ходе предварительного обсуждениея дети высказывают свои предположения: из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы отца и т. д. Неоднозначность мнений вызывает необходимость углубленно перечитать текст.

Последующее комментированное чтение рассказа и беседа строятся на основе следующих вопросов.

Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди психологически и физически устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе и, наверное, мальчик и не полез бы на мачту.

Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое? Он сын капитана, ему 12 лет. Почему эти сведения важны для автора, а, например, не имя героя, которое мы так и не узнали? Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, дискредитировать его своим смешным положением. 12 лет – начало переходного возраста, пора становления самосознания и самоутверждения в обществе. Это возраст, когда болезненно воспринимаются любые оценки (тем более насмешливого характера) со стороны окружающих.

Почему же мальчик полез за обезьянкой? Возможные варианты ответов:

  • ему было жалко потерянной шляпы;
  • он хотел посоревноваться с обезьянкой в силе и ловкости;
  • ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Для того чтобы уяснить мотивы поступка героя, требуется внимательное перечитывание основной части рассказа. В завершении данной работы идет обсуждение ключевого вопроса: «Связано ли поведение мальчика с поведением матросов?» Читатели должны прийти к выводу, что поведение мальчика связано с поведением матросов напрямую: мальчик полез за обезьянкой, чтобы избежать насмешек матросов, подчиненных его отца.

Почему во второй части рассказа ничего не говорится об обезьянке? Можно ли ее назвать главным героем рассказа? Обезьянка – не главный герой, она стала лишь поводом для начала основного конфликта, развернувшегося между мальчиком и людьми на палубе, поэтому о ней в конце рассказа ничего не говорится.

На этом этапе можно обобщить представления учащихся о главном герое: Каким предстает мальчик в этом рассказе?Для этого можно предложить им работу с тестовым заданием: «Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор». Текст задания написан на доске или распечатан для каждого ученика.

Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор,

стремление отстоять свое достоинство,

упрямство, желание покрасоваться, глупость,

желание доказать, что он сын капитана.

Желательно, чтобы учащиеся осознали психологический конфликт рассказа (противостояние веселящейся толпы, «народа» и подростка, стремящегося по-мальчишески отстоять свое, как он считает, оскорбленное достоинство) и выбрали следующие ключевые слова:

  • стремление отстоять свое достоинство,
  • мальчишеский задор,
  • желание доказать, что он сын капитана.

Однако учитель не должен жестко настаивать на этом мнении, давая возможность читателям доказывать свою точку зрения.

Похож ли мальчик на отца-капитана? Перечитывание эпизодов, связанных с поведением отца, и анализ качеств капитана: бесстрашие, умение принимать решения в трудную минуту, ответственность, воля и одновременно – эмоциональность, нежелание доверить свои переживания толпе, «народу» для того, чтобы не рисковать своим авторитетом.

Под руководством учителя дети приходят к выводу, что своим поведением мальчик копирует отца, его бесстрашие и решительность, однако в поведении героя автор усилил ребячий задор и детскую бесшабашность, непонимание грани между истинной отвагой и бездумным риском, столь свойственное этому возрасту.

В продолжение работы по анализу образа героя учитель может предложить творческое задание: Пофантазируем, как может повести себя маленький герой, если корабль встретится с пиратами или попадет в бурю? Это задание направлено на развитие творческого воображения учащихся, а также на осмысление ими таких качеств героя, как отвага, смелость, бесстрашие, упрямство, воля.

Каково твое отношение к герою? Самостоятельные размышления учащихся, демонстрирующие их личностые оценки характера персонажа, описанного Толстым.

В качестве домашнего задания можно предложить творческий пересказ основных событий рассказа от лица: главного героя, кого-нибудь из матросов, капитана. Основное внимание при пересказе необходимо обратить не столько на события, сколько на передачу чувств и переживаний персонажей.

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0013 s, 5 request(s), PHP: 0.0321 s, total: 0.0335 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from database.