Психологизм в рассказе К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей»

Важнейшим средством создания характера в литературном произведении является психологический анализ. Остановимся на этой стороне художественного произведения более подробно, потому что она особенно трудна для самостоятельного анализа в начальной школе.

Психологизм, по определению литературоведа А. Б. Есина, – это освоение и изображение средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей, переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причем изображение, отличающееся подробностью и глубиной (Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000. С. 86 – 87).

Исследователь выделяет три основные формы психологического изображения человека в литературе.

  1. Прямой психологизм, или художественное познание внутреннего мира персонажей «изнутри» посредством внутренней речи, образов памяти и воображения.
  2. Обобщенный психологизм. Писатель говорит о чувствах героя с помощью называния, вербализации процессов, которые протекают внутри. Чувства называются, но не показываются.
  3. Косвенный, или внешний, психологизм. В данном случае автор рисует внешние признаки и симптомы чувств, не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.

Внешний психологизм характерен для произведений детской литературы. Так, в хрестоматийном рассказе Л. Н. Толстого «Косточка» описано, как Ваня «покраснел», «побледнел», «заплакал», т. е. автор показал внешние проявления переживаний персонажа, не изображая «изнутри» состояние Вани.

Иллюстрация художника Г.Епишина  к рассказу К.Г. Паустовского

Обратимся к замечательному рассказу К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей», включенному в детские хрестоматии. Это произведение обладает насыщенным «полем» психологизма, углубленно исследует внутренний мир героев. Для этого автор использует все основные формы психологического изображения человека в литературе. Рассмотрим, насколько возможно в начальной школе знакомить учащихся с этой стороной литературного произведения.

Задачи урока:

  • раскрыть романтический и одновременно психологический характер рассказа;
  • совершенствовать умение давать характеристику героя;
  • формировать умение видеть роль цветовых эпитетов в создании романтической атмосферы произведения.

Ход работы

1. Подготовка к первичному восприятию: викторина по произведениям о животных других авторов (рассказы Л. Н. Толстого «Лев и собачка» и А. И. Куприна «Слон», сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница», Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий Хвост» и др.).

Обсуждение вопроса: Что объединяет все эти произведения? Главные герои – животные. Как они изображаются? Они одушевлены, как люди, у них есть характеры, они радуются, веселятся, путешествуют, тоскуют и печалятся.

2. Обсуждение названия рассказа К. Г. Паустовского (прием антиципации): О чем он может быть? Кто будет главным героем? Первые предположения детей.

3. Выразительное чтение рассказа учителем. После чтения педагог организует проверку восприятия с помощью следующих вопросов: Что показалось удивительным? необычным? смешным? Оправдались ли наши читательские предположения? Учащиеся делятся своими впечатлениями, при желании перечитывая или пересказывая понравившиеся эпизоды текста.

4. Постановка учебной задачи: Чем похож этот рассказ на другие произведения о животных и чем отличается от них? В этом рассказе, как и в произведениях других авторов, главный герой – не человек, это животное, воробей, по его имени назван рассказ.

5. Работа над образом воробья Пашки. Повторное чтение рассказа детьми с целью уточнить представления о главном герое рассказа: Какой он, воробей Пашка?

Выборочное чтение и выборочный пересказ текста по следующему плану.

  1. Трудная жизнь воробьиного племени.
  2. Воспоминания старого воробья Чичкина.
  3. Спасение Пашки милиционером.
  4. Жизнь Пашки  в Машиной комнате и его воробьиная благодарность.
  5. Нападение на вороний ларек.
  6. «Рукопашный бой» воробьев.
  7. Пашка на театральной сцене.

Вывод: как и другие авторы, Паустовский наделяет воробья человеческим характером, его герой верный, мужественный, находчивый и одновременно смешной. О его характере мы узнаем в основном из его поступков.

Какие еще средства создания персонажа использует автор? Необходимо обратить внимание детей на сравнение, которое автор использует для своего героя: «…как маленький пушистый снаряд». Какие качества Пашки он хотел подчеркнуть этими словами? Отвагу, независимость, стремительность, особенно привлекательные и удивительные в маленьком пушистом тельце. Самостоятельный подбор учащимися собственных оценочных эпитетов и сравнений для характеристики героя.

6. Анализ романтического характера произведения: Чем еще необычен рассказ Паустовского?

– он  сказочный – в нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые  существа». Дети зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима –  также одушевлены. Какое настроение создают эти ожившие предметы? Сказочное, волшебное, приподнятое;

– рассказ необыкновенно красивый: он о театре, красивом спектакле, необычной музыке. Дети зачитывают фрагмент текста с описанием театра.

В продолжение этой темы работа над цветовыми эпитетами: задание может быть представлено на доске, или учитель распечатывает для каждого учащегося индивидуальный вариант.

Дети находят в тексте представленные фрагменты, зачитывают описания цветов (фрагмент 1: черный, белый, красный, серый; фрагмент 2: голубой, розовый, золотой, лунный*) и одновременно закрашивают пустые клеточки указанными цветами.

* Примечание: особое затруднение у детей может вызвать идентификация «лунного» света: необходимо оживить жизненные впечатления детей, вспомнить луну на чистом ночном небе и ее серебристый, таинственный свет.

В это время учитель может выложить на фоне черного бархата (знак ночи, бархата сцены) или приколоть к доске вырезанные кусочки бумаги или ткани  соответствующего цвета.

Обсуждение вопроса: Каким рассказ получился по настроению и по цвету? Дети выбирают из ряда вариантов свой ответ ответа и обосновывают свой выбор:

Разноцветный, унылый,  сказочный, однотонный, яркий,  весёлый, необыкновенный, контрастный.

Подведение итогов: рассказ благодаря цветовым эпитетам получился необыкновенно-красочным, волшебным и т. д.

7. Анализ психологизма рассказа: у Паустовского рассказ получился веселый или печальный? Веселый, счастливый, смешной.

Почему же его персонажи так часто плачут? Учитель активизирует эмоционально-образную память детей и просит их вспомнить, от чего обычно плачут люди (от горя, от обиды, от боли и т.д.).

После этого предполагается самостоятельная работа над психологическими эпизодами текста. Учитель дает задание: «Найдите эпизоды, где персонажи рассказа плачут, перечитайте их и подумайте, от каких чувств и переживаний они плачут». 

Как показывает практика, детям трудно самостоятельно назвать сложные и противоречивые чувства и переживания, поэтому учитель на доске вывешивает аншлаги со словами-подсказками. 

Счастье, душевная боль, восхищение, печаль, сочувствие, сожаление о прошлом, горькие воспоминания о любимом.

В результате самостоятельных поисков должны быть найдены следующие три фрагмента текста:

1. «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша.»

2. «А один старый капельдинер даже вытирал глаза. Да и как  ему было не прослезиться, если так хорошо танцевала дочь его умершего товарища.»

3. «... люди улыбнулись про себя и только недоумевали, почему у счастливой Золушки на глазах слёзы

Поскольку это задание отличается повышенной трудностью, то его можно выполнять по вариантам или в парах (в сильном классе). После выполнения самостоятельной работы коллективно обсуждается каждый из трех фрагментов текста. Дети зачитывают указанные эпизоды, размышляют о причинах слез и выбирают из предложенных аншлагов тот, который, по их мнению, называет то чувство, которое стало источником столь сильных человеческих переживаний.

Возможно, что к каждому эпизоду учащиеся выберут не одно определение, возможно, что они дадут свои формулировки. Задача учителя на данном этапе – помочь детям как можно более внимательно разобраться в сложных человеческих переживаниях, изображенных писателям, привлечь их внимание к внутреннему миру людей.

8. Вывод: рассказ Паустовского не только об удивительных животных, похожих на людей, он еще сказочный, разноцветный, волшебный, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

На этапе обобщения учитель предлагает задуматься над идеей рассказа. С этой целью учитель просит детей перечитать итоговые слова мамы («От маленькой радости смеются, а от большой плачут») и ответить на вопрос: Как вы понимаете эти слова?

Вопрос этот очень сложный, неоднозначный, поэтому не стоит торопить школьников с ответами. Хорошо, если они еще раз перечитают эти слова и вдумаются в их смысл. Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Учитель предлагает: «Давайте еще раз прислушаемся к волшебным словам писателя, проникнемся сказочным настроением этого рассказа». После этого – выразительное чтение финального абзаца рассказа (можно подготовленным учащимся под красивую тихую музыку) с целью передать романтическое настроение произведения.

Иллюстрация художника Г.Епишина 
к рассказу К.Г. Паустовского

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0007 s, 2 request(s), PHP: 0.0261 s, total: 0.0268 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.