Интервью на портале «О детстве»

Тема: О современной детской литературе, о кризисе детского чтения и о культуре семейного чтения.

О детстве.ру: Елена Вячеславовна, Вы являетесь автором-составителем «Самой полной хрестоматии для начальной школы. С методическими подсказками для педагогов и родителей»,  создали собственную программу по внеклассному чтению, более 20 лет читаете курс «Детская литература» в Уральском педагогическом университете. Что изменилось, на Ваш взгляд, в области литературы для детей за последнее время?

Посашкова Е.В.: «Как хорошо уметь читать»... Эти строки замечательного детского поэта Валентина Берестова я бы применила к собственному детству. Тогда я, как и многие мои ровесники, читала запоем. Помню свою первую по-настоящему прочитанную во втором классе книгу – «Первоклассницу» Евгения Шварца, простодушного Малыша, потом мальчишек-рыцарей Владислава Крапивина, а позже – героев Александра Беляева, Ивана Ефремова, Майн Рида, Виктора Гюго. Помните?

В нашем детстве не было компьютеров, не было и такого обилия телефильмов. Теперь все несколько иначе. Телевизор и компьютер прочно обосновались в нашей жизни. Это плохо? Конечно, нет, прогресс идет, и остановить его нельзя. Но книги стали другие. И читатели – тоже, увы.

Книжные магазины заполонили всяческие развивалки, обучалки, раскраски, азбуки, атласы, комиксы, всевозможные журналы для мальчиков и девочек. Заходишь – и глаза разбегаются. Но все ли это хорошо для эстетического и духовного питания маленького читателя? Большинство книжек – это огромные яркие иллюстрации и 2 строчки текста. Издатели как бы подстраиваются под «визуальное» мышление современных детишек, сформированных телевизионной клиповой культурой. А надо ли?  Я сомневаюсь. А уж что касается самого содержания… Ильф и Петров в свое время, прочитав:

«Наши милые детишки, уважайте тракторишки.
Трактор ходит на врага и возделывает га.
Га-га-га, га-га-га»

– не выдержали и написали до сих пор актуальные строки: «Отдельные авторы отдельных книг, в единичных случаях изданных отдельными издательствами! Любите детей! Уважайте их! Ничего, что они маленькие. Они заслуживают хорошего обращения. Не нужно их обижать»…

Каких современных детских писателей Вы любите?

– Есть признанные мэтры детской литературы: Эдуард Успенский, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Григорий Остер. Без их произведений трудно представить круг чтения сегодняшнего ребенка. Кроме этого, я бы порекомендовала родителям нынешних дошкольников и младших школьников почитать своим детям книги современных российских авторов Марину Бородицкую, Андрея Усачева, Виктора Лунина, Михаила Яснова, Марину Москвину, Сергея Седова, Олега Кургузова, Ирину Пивоварову, Тима Собакина. Произведения этих авторов я люблю просто как читатель, и потому включала их и в свою Хрестоматию, и в программу для внеклассного чтения. Другой вопрос: удастся ли найти их книги на прилавках магазинов?

Кризис детского чтения как Вы его видите?

– По наблюдениям педагогов, современные первоклассники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений Агнии Барто: «Уронили мишку на пол...» или «Наша Таня громко плачет...». Нынешние школьники, выросшие главным образом на просмотре телевизора, не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, замена чтения программных произведений дайджестами, утрата детьми чувства языка.

Этот пресловутый кризис чтения я особенно хорошо чувствую, общаясь с нашими  студентами. Конечно, среди них, как и 10-15 лет назад, есть любители чтения, умницы и «звездочки». Но большинство с трудом осваивает программу курса «Детская литература». Раньше на занятиях многие с восторгом вспоминали о прочитанных в детстве книгах Крапивина, Толкиена, Кэрролла, с удовольствием делились своими читательскими впечатлениями. Сегодняшние студенты о многих произведениях классиков детской литературы (которые нормальный ребенок уже должен прочитать в детстве) впервые слышат на занятиях, а уж заставить их прочитать эти книги стоит большого труда, увы…

Какой выход Вам видится из этого кризиса? И есть ли он вообще?

– Интерес к художественной литературе, к книгам, как это ни банально, закладывается в семье. Поэтому ничего, кроме известных рекомендаций почаще читать детям книги дома, – придумать сложно. Восстановить утерянную культуру домашнего досуга и семейного чтения возможно не столько в рамках государства, сколько в рамках отдельно взятой семьи. Не стоит ссылаться на  финансовые проблемы, на извечную занятость на работе, на бесконечную усталость! 30 минут доверительного уютного чтения детской книжки ребенку перед сном – это по силам любому родителю, который думает о воспитании духовного мира своего ребенка. А еще – сколько удовольствия!

Что еще Вы можете посоветовать родителям? Что и как читать детям?

– Сейчас модно учить ребенка читать с пеленок, но кубики Зайцева, карточки Глена Домана, говорящие азбуки нацелены на заучивание букв, слогов, слов. Все это поможет будущему первокласснику достичь более высокой скорости чтения. Конечно, это важно, но этому и так научат в школе! К сожалению, все методики раннего обучения чтению, а также всевозможные обучалки и развивалки не могут привить любовь к чтению и научить осознанному чтению. Чтобы стать настоящим читателем – равноправным собеседником писателя, надо пройти школу не менее трудную, чем школа создания произведений. Самуил Маршак писал: «Именно на них, на этих чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного слова. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель».

Как же стать настоящим читателем?

– Самым важным для маленького читателя является развитие его умения эмоционально сопереживать воображаемым героям. Способность чувством отзываться на художественный текст – это ключ, который открывает читателю мир художественного произведения. Пушкин писал об этом оживании печатной строки в душе читателя как о чуде:

Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь.

Чем сильнее  эмоции читателя, тем ярче он воспринимает художественное произведение, и тем оно интереснее для него. Читатель, способный к такому полноценному чтению, проживает не одну, а много увлекательных жизней. Он становится богаче духовно, если в чтении участвуют и ум, и сердце.

Какие еще умения важны для читателя?

– Текст – это код, в котором можно зашифровать все: шелест листьев, звон капели, нежность чувств, красоту морского заката... Когда писатель пишет книгу, он, как опытный разведчик, все это шифрует, за значками букв прячет картины, звуки, переживания. Читателю достается вторая половина работы – расшифровка этих образов. Чтобы научить ребенка читать осмысленно, нужно помочь ему освоить этот культурный шифр.

Как этого достичь? На что обратить внимание родителям?

– Расшифровать образные картины произведения читатель может с помощью своего воображения. Вот этому очень мало учат и в детском саду, и в школе. Порой у ребенка от рождения богатое воображение, и он, читая книгу, самостоятельно учится «прокручивать кино» в своей голове – и тогда от книги его не оторвать. Но чаще начинающему читателю надо помогать. Как? Нужно использовать все средства, «материализующие» словесные образы. Самым маленьким на помощь приходят книжки с картинками. Можно самим рисовать иллюстрации к тексту – это развивает воображение ребенка и вынуждает его еще раз внимательно вслушаться или вчитаться в текст. 

Можно предложить «поиграть» в героев прочитанной книги. Пусть он изображает своих любимых героев. Постарайтесь, чтоб у каждого изображаемого появился свой голос, характер, тембр. Можно также слепить героев из пластилина, нарисовать, вырезать из бумаги, сшить, связать. Важно чтобы у ребенка возникло желание представить, вообразить – а какой он, герой? Как он ходит, говорит, совершает подвиги или предательства… Подойдет также инсценирование как отдельных эпизодов книги, так и всего произведения.

И не забывайте начинать разговор о прочитанном тексте с ключевых вопросов: «Что ты представил? Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал (слушал) произведение?»

Что Вы можете посоветовать читателям нашего портала в заключении?

– Могу посоветовать нехитрые рекомендации из книги американской исследовательницы Венди Уильямс. Использование этих простых заповедей поможет вам заинтересовать ребенка чтением и подарит ему массу замечательных переживаний.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к книге как к удовольствию
  • читайте детям вслух с самого раннего детства
  • пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, делитесь прочитанным
  • показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами
  • подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений
  • пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьям, которые еще не умеют читать
  • поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, билеты в театр, поход в зоопарк, принадлежности для рисования, разрешение дольше не ложиться спать, чтобы почитать
  • повесьте дома карту мира и проведите среди детей соревнование, кто больше прочитает книг о разных странах, городах
  • если вы путешествуете вместе с детьми, предложите им прочитать о тех местах, куда вы едете
  • пусть дети помогают издавать «семейный журнал» или «летопись путешествий»
  • выделите дома специальное место для чтения
  • в доме должна быть детская библиотека
  • предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм
  • поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать…

Я думаю, читатели вашего портала могут сами продолжить список таких рекомендаций.

Благодарим Вас за участие в интервью!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0006 s, 2 request(s), PHP: 0.0423 s, total: 0.0429 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.