Как читать «Зимнее утро» А.С. Пушкина детям? (продолжение)

Информация для учителя по анализу каждой строфы

Вся  первая строфа окрашена настроением радостного ожидания, утренней бодрости. Это передается восклицательными предложениями в первой и последней строке, а также обильным использованием глаголов в повелительном наклонении: «проснись», «открой», «явись». Нежные, игривые обращения к «красавице» придают общей картине утреннего пробуждения оттенок любовной забавы. Чувства к «красавице» сливаются у героя с настроением всеобщего ликования.

Вторая строфа окрашена совсем другим настроением – печальным, тревожным. Оно передано и прямым называнием настроения («И ты печальная сидела»), и одушевленным пейзажем с помощью олицетворений: «вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные». Картина вечерней, «вспоминаемой» вьюги открыто контрастна по отношению к картине солнечного утра. Тем самым еще более подчеркивается, заостряется настроение «сегодняшней» радости и бодрости.

Контраст настроений продолжается в третьей строфе стихотворения, рисующей образ «великолепной» русской природы, которую герой может наблюдать из окна. Блеск, яркость, красота пейзажа создаются с помощью эпитетов, которые передают характерные контрастные цвета русской зимы: «Под голубыми небесами», «блестя на солнце, снег лежит», «Прозрачный лес один чернеет». Поэт повторяет однокоренные слова «блестя», «блестит», чтобы акцентировать внимание на праздничности изображенного мира. Сравнение снега с «великолепными коврами» еще более подчеркивает эту яркую картину ликования и восторга.

 В следующей, четвертой строфе, продолжается настроение предыдущей строфы и одновременно намечается контраст по отношению к нему. Здесь есть и тот же «блеск», и настроение радости и любви к миру. Однако взор поэта обращен теперь не на внешний мир, а на домашний, лишенный торжества и великолепия, но уютный, теплый. Настроение неги, мечтательной расслабленности создается с помощью и метафорического эпитета «янтарный», и олицетворения «веселым треском», и прямого обозначения эмоционального состояния героя «Приятно думать...». Однако к концу строфы мы ощущаем, что ему все же не хватает движения, бодрящего простора. Вновь меняющееся настроение передает нетерпеливое восклицание героя: «Но знаешь...».

Это настроение порывистого движения и манящего простора продолжает воплощаться в  пятой строфе. Однако заканчивается стихотворение плавной напевностью и неожиданной, контрастной грустью, которые порождены открывающимся взору русским раздольем. Бодрость и энергия души как бы растворяются в этом огромном «пустом» мире. В последних строках звучит и проникновенный лиризм («И берег, милый для меня»), и затаенная грусть одиночества, рождающегося от соприкосновения хрупкой души с бесконечной и вечной блистающей природой.

7. После этого учащиеся формулируют ответ на главный вопрос урока: Какое настроение хотел передать поэт, назвав свое стихотворение «Зимнее утро»?

Доминирует счастье, ликование, блаженство и восторг, которые рождены влюбленностью героя и ассоциируются с чудесным морозным утром. Одновременно гармоничное чувство любви позволяет герою восхищаться разными, очень контрастными проявлениями природы, любви, жизни. Пушкинский герой любит весь мир.

8. В дальнейшем учитель проводит обобщающую беседу о герое пушкинского стихотворения: «Герой Пушкина переживает очень контрастные настроения. Что можно сказать о таком человеке?» Для ответа на этот проблемный вопрос дети могут выбрать один или несколько ответов, предложенных учителем и написанных на доске, либо дать свой вариант ответа.

Варианты ответа:

  • у этого человека глубокие, сильные чувства;
  • он несерьезный, легкомысленный человек.
  • он влюблен, и поэтому ему все в жизни нравится: и вечерняя вьюга, и утренняя заря, и солнечный блеск.

Конечно, наиболее точный вариант ответа – третий, и его выбор  детьми будет свидетельствовать о том, что анализ текста достиг своей цели: понимания ими сложного внутреннего мира пушкинского героя. Однако учителю не стоит настаивать на этом варианте, дав учащимся возможность высказать собственные суждения о пушкинском герое.

9. На заключительном этапе проводится работа над выразительностью чтения «Зимнего утра». Определяются темп, громкость чтения в каждой строфе, выверяются наиболее точные интонации. Учитель обращает внимание на те слова и выражения, которые были выписаны в таблице. Они являются главными носителями лирического настроения и потому должны быть интонационно выделены при  чтении.

10. Дома или самостоятельно на уроке дети могут выполнить еще одно задание, направленное на формирование умения понимать значение цветовых эпитетов в раскрытии лирического переживания стихотворения, а также способствующее развитию образного мышления, воссоздающего и творческого воображения  учащихся. Учащимся нужно выбрать краски, которые помогут выразить настроение героя в каждой строфе, и «закрасить» выбранными цветами прикрепленную на доску палитру. В качестве «красок» детям могут быть предложены заранее подготовленные полоски разноцветной бумаги или ткани.

Это задание требует нового перечитывания пушкинского стихотворения с точки зрения выявления его цветовой гаммы. Подсказки дети должны найти в тексте. Работа может выполняться в пяти группах, каждая из которых исследуют одну строфу, а затем представляет на обсуждение свои «живописные открытия».

Ответы:

1 строфа: «Мороз и солнце!» (солнечный цвет), «навстречу северной Авроры…» (Аврора – богиня зари в римской мифологии; заря – розовый цвет).
2 строфа: «на мутном небе», «как бледное пятно», «сквозь тучи мрачные желтела» (грязно-желтые, коричневые, мутные цвета).
3 строфа: «под голубыми небесами», «прозрачный лес один чернеет», «ель… зеленеет», «речка… блестит» (голубые, зеленые, блестящие цвета).
4 строфа: «янтарным блеском» (теплый желтый цвет).
5 строфа: «по утреннему снегу», «поля пустые», «леса, недавно столь густые» (белый, серый цвета и – пустота?).

К началу статьи

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0005 s, 2 request(s), PHP: 0.0213 s, total: 0.0219 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.