«Все страньше и страньше...»: О Льюисе Кэрролле, авторе самой необычной сказки

Чудесный мир Льюиса Кэрролла более ста пятидесяти лет очаровывает и взрослых, и детей. Книги об Алисе читают во всем мире. Сказка Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес» входит в программу «Вдумчивое чтение» в 4 классе, в раздел 3 «Страна Фантазия». В учебном пособии «Читательский портфель для 4 класса» она рассматривается в теме «Все страньше и страньше». Также вы можете познакомиться с авторской презентацией-игрой «Знаешь ли жителей Страны Чудес?».

Творения Кэрролла – это смешение пародии и волшебной сказки. Путешествуя по страницам его произведений, мы попадаем в невероятный мир фантазии, такой близкий и к нашим мечтам, и к реалиям наших будней. И тем более удивителен их создатель, серьезный математик и педант с одной стороны, и фантазер, лучший друг детей – с другой. 

Кто же такой – Льюис Кэрролл?

Чарльз Лутвидж ДоджсонНастоящее имя писателя – Чарльз Лутвидж Доджсон (Charles Lutwidge Dodgson). Родился английский детский писатель, математик, логик 27 января 1832 года в Дарсбери (графство Чешир) в семье приходского священника.

Чарльз Лутвидж был третьим ребенком и старшим сыном в семье, где родилось четверо мальчиков и семь девочек. Еще мальчиком Доджсон придумывал игры, сочинял рассказы и стишки, рисовал картинки для младших братьев и сестер.

Образованием юного Доджсона до двенадцати лет занимался отец, с детства мальчик проявлял выдающиеся способности к математике и богословию. В мае 1850 был зачислен в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета.

Победив в конкурсе в 1851 году и удостоившись отличия первого класса по математике и второго по классическим языкам и античным литературам в 1852 году, юноша был допущен к научной работе. В 1855 (в 23 года!) он был назначен профессором по математике. Доджсон жил при колледже до своей кончины в 1898 году.

Доктор Доджсон поселился в небольшом доме с башенками и сам скоро стал одной из достопримечательностей Оксфорда.

Говорили, что он левша и только усилием воли заставляет себя писать правой рукой. Он был глух на одно ухо и сильно заикался. Лекции читал отрывистым, ровным, безжизненным тоном. Знакомств избегал, часами бродил по окрестностям. У него было несколько любимых занятий, которым он посвящал все свободное время.

Чем увлекался доктор Доджсон? 

Значительное число книг и брошюр по математике и логике свидетельствует о том, что Доджсон был добросовестным членом ученого общества. Среди них – «Алгебраический разбор пятой книги Евклида», «Конспекты по алгебраической планиметрии», «Евклид и его современные соперники», «Математические курьезы», «Символическая логика».

В юности он мечтал стать художником. Он много рисовал, в основном карандашом или углем, сам иллюстрировал рукописные журналы, которые издавал для своих братьев и сестер. Однажды он послал серию своих рисунков в юмористическое приложение к газете «Тайме», редакция их отвергла.

Тогда Доджсон обратился к фотографии. Он купил аппарат и всерьез занялся этим необычайно сложным по тем временам делом: фотографии снимались с огромной выдержкой, на стеклянные пластинки, покрытые коллодиевым раствором, которые нужно было проявлять немедленно после съемки. Доджсон занимался фотографией самозабвенно и достиг больших успехов в этом трудном искусстве.

Спустя почти сто лет, в 1950 году, в Англии была издана книга «Льюис Кэрролл – фотограф», в которой опубликованы шестьдесят четыре лучшие его работы. Специалисты недаром отводят ему одно из первых мест среди фотографов-любителей XIX века. Интересно, что фотографии Кэрролла выставлялись в 1956 году на знаменитой выставке «Род человеческий», побывавшей во многих городах мира, в том числе и в Москве. Из английских фотографов XIX века представлен был он один.

Доджсон очень много работал. Он поднимался на рассвете и садился за письменный стол. Чтобы не прерывать работы, он почти ничего не ел днем. Стакан хереса, несколько печений – и снова за письменный стол. Иногда он писал, стоя за высокой конторкой. Лекции, обед в колледже, прогулка – и снова работа, далеко за полночь. Доктор Доджсон страдал бессонницей. По ночам, лежа без сна, он придумывал, чтобы отвлечься от грустных мыслей, «полуночные задачи» – математические головоломки – и решал их в темноте. Позже они вошли в книгу Кэрролла «Математические курьезы».

За пределы Англии доктор Доджсон выезжал всего раз – и здесь он снова всех поразил. В те годы принято было ездить на континент в Европу, но доктор Доджсон поехал в Россию!

Увлечение доктора Доджсона играми и изобретениями

Помимо фотографии, был у доктора Доджсона еще один конек – подобно Белому Рыцарю, он без конца что-нибудь изобретал. Он изобретал новые игры и публиковал к ним правила. Вот самая легкая из них, в которую до сих пор играют в Англии. Она называется «Словесные звенья» или «Дублеты».

Состоит она в следующем: исходя из начального слова, игроки должны прийти к заданному, причем изменять в слове можно лишь по одной букве, не удлиняя и не укорачивая его, так, чтобы каждый раз получалось новое слово, а не бессмыслица. Скажем, если нужно «Положить РАКА в СУП», возможна такая цепь из словесных звеньев: РАК – САК – САП – СУП. Выигрывает в этой игре тот, кто достигает заданного результата кратчайшим путем.

Доктор Доджсон не ограничивался одними лишь словесными играми. Он сделал множество изобретений. Некоторые из них были повторены годы спустя другими людьми и вошли в широкое употребление. Он изобрел шахматы для путешественников, приспособление для того, чтобы писать в темноте, которое он называл Никтографом; бесчисленные игрушки и сюрпризы, заменитель клея, способы проверки деления числа на 17 и 13, мнемонические приемы для запоминания последовательного ряда цифр и многое, многое другое.

Доджсон и дети

Элис Лидделл. Фото Льюиса Кэрролла.Дети интересовали Доджсона с юных лет; еще мальчиком он придумывал игры для младших братьев и сестер. Необычайно сильная привязанность Доджсона к детям (причем девочки почти вытеснили мальчиков из круга его друзей) озадачивала еще его современников, новейшие же критики и биографы не перестают умножать число психологических расследований личности писателя.

Из детских друзей Доджсона более всего прославились те, с кем он подружился ранее всех, – дети Лидделла, декана его колледжа: Гарри, Лорина, Элис (Алиса), Эдит, Рода и Вайолет.

Любимицей была Элис, скоро ставшая героиней импровизаций, которыми Доджсон развлекал своих юных друзей на речных прогулках либо у себя дома, перед фотокамерой.

Самую необыкновенную историю он рассказал Лорине, Элис и Эдит Лидделл и канонику Дакуорту 4 июля 1862 года близ Годстоу, в верховьях Темзы.

Элис упросила Доджсона записать этот рассказ на бумаге, чем он и занимался на протяжении нескольких последующих месяцев. Затем, по совету друзей, он переписал книгу для более широкого круга читателей, добавив еще несколько историй, прежде рассказанных детям Лидделла.

Сказка «Приключения Алисы в Стране чудес»

В июле 1865 вышла в свет первая книга Доджсона «Приключения Алисы в Стране чудес» («Alice's Adventures in Wonderland»).

Продолжение, также из ранних рассказов и более поздних историй, поведанных юным Лидделлам в Чарлтон-Кингзе, в апреле 1863, вышло на Рождество 1872 под названием «Сквозь зеркало и Что там увидела Алиса» («Through the Looking-Glass and What Alice Found There»).

И «Страна Чудес», и «Сквозь зеркало» рассказывают о событиях, которые происходят как бы во сне. Дробление повествования на эпизоды позволяет писателю включить рассказы, в которых обыгрывались расхожие поговорки и присловья, вроде «улыбки Чеширского Кота» или «безумного шляпника», либо забавно разворачивались ситуации таких игр, как крокет или карты.

«Сквозь зеркало» в сравнении со «Страной Чудес» отличается большим единством сюжета. Здесь Алиса попадает в зеркально отраженный мир и становится участницей шахматной партии, где пешка Белой Королевы (это Алиса) достигает восьмой клетки и сама превращается в королеву. В этой книге тоже есть популярные персонажи детских стишков, в частности Шалтай-Болтай с комичным видом трактующий «придуманные» слова в «Бармаглоте».

«Приключения Алисы в Стране Чудес» – один из самых больших вызовов, брошенных Льюисом Кэрролом переводчикам и иллюстраторам. Книга построена на тонкой игре смыслов, каламбуров и английской поэзии нонсенса, именно поэтому она порождает множество трактовок и интерпретаций. Но при этом она до сих пор остается загадкой. 

Не удивительно, что она перерастает границы жанров и возрастов, становясь универсальным чтением и для взрослых, и для детей. 
А образы, созданные фантазией английского писателя, давно уже вросли в нашу культуру и узнаются моментально.

У Доджсона хорошо получались юмористические стихи, а некоторые стихи из книг об Алисе он напечатал в приложении к газете «Таймс» в 1855 и в журнале «Трейн» в 1856.

Он опубликовал еще много стихотворных подборок в периодических изданиях анонимно либо под псевдонимом Льюис Кэрролл (сначала было латинизировано английское имя Чарлз Латвидж – получилось Каролус Людовикус, а затем оба имени поменялись местами и были вновь англизированы). Этим псевдонимом были подписаны обе книги об Алисе.

Умер Кэрролл в Гилфорде 14 января 1898.

Сегодня выбор разных переводов и изданий «Алис» огромен, образ маленькой английской девочки, когда-то придуманный Льюисом Кэрроллом, растиражирован не только в многочисленных книгах, но и в мультфильмах, кино, и компьютерных играх. Каждый может выбрать свою «Алису»: в переводе Нины Демуровой или пересказах Владимира Набокова и Бориса Заходера, с иллюстрациями Артура Рэкхема или Геннадия Калиновского.

Представляю вам уникальное издание сказки об Алисе, которое вышло в издательстве «Лабиринт Пресс». Это самая небывалая русскоязычная «Алиса», настоящий шедевр, оформленный изумительно, нестандартно, с изюминкой. Чем же необычно это издание?

Приключения Алисы в Стране Чудес. Посмотреть книгу.

Это первое интерактивное комментированное издание. На его страницах – рядом со сказкой – оживает Викторианская Англия, ее законы и привычки, новейшие изобретения и забавные предрассудки, множество интересных мелочей, позволяющих иначе взглянуть на приключения Алисы. Британия полуторавековой давности выступает здесь в качестве второй Страны Чудес: она полным-полна необычных обычаев, непривычных привычек её обитателей и почти что волшебных предметов.

Книга подробно рассказывает о множестве диковин того времени. Можно выучиться танцевать кадриль, играть в крокет и «Весёлые семейки», готовить гренки с джемом, наконец. При этом не отвлекаться от приключений Алисы, ведь все дополнительные рассказы, статьи и рисунки не вынесены в примечания, а сопутствуют основному тексту.

О диковинках нам не просто рассказано, они показаны, но и это ещё не всё. Не устаёшь поражаться изобретательности издателей, придумавших тысячу неожиданностей – от очевидных до почти потайных. Чего стоит, к примеру, игра со шрифтами: для создания одного из них был использован каллиграфический почерк самого Кэрролла.

Забавы, ребусы, секреты лезут и сыплются, будто из рога изобилия. Рисунки Тенниела буквально одним движением руки превращаются в рисунки автора сказки; точно так же одним движением можно оставить от кота лишь улыбку; есть и страницы с дополнительными маленькими «книгами в книге». Всё вызывает радостное удивление и бесконечные вопросы: а это что? а как действует? а почему?.. Предлагаю посмотреть обзор этой книги.

А еще в книге читатель встретит:

  • Колоду карт для игры в «Веселые семейки»
  • Настольную игру «Война Алой и Белой розы»
  • Настоящий викторианский кукольный дом
  • Перчатку с картой Лондона
  • Интерактивную картину «На железнодорожном вокзале»
  • Викторианские салонные игры
  • Секретный шифр Льюиса Кэрролла и многое другое...

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

MySQL: 0.0005 s, 2 request(s), PHP: 0.0214 s, total: 0.0219 s, memory (average: [^ma^], maximum: [^mm^]) , document retrieved from cache.